УЛИЦА КРЕСТОВАЯ

Одна из улиц, отходящих вправо вверх от ул. Кирова (бывшей Аутской), ныне носит имя профессора Чернова. До 1917-го года она называлась Крестовой.

УЛИЦА КРЕСТОВАЯСвернув с Кирова на Чернова и пройдя несколько домов, можно увидеть надпись: «Сквер им. Н.Н. Батурина».

УЛИЦА КРЕСТОВАЯУЛИЦА КРЕСТОВАЯУЛИЦА КРЕСТОВАЯВ этом сквере легко обнаруживаются то там, то здесь надгробия - это бывшее Аутское кладбище, уничтоженное в 1970-х годах. Родственникам похороненных на нем людей было предложено перезахоронить близких на тогда называвшемся Новом (теперь - Старом) кладбище над промбазой. Однако мноиге могилы оказались к тому времени уже бесхозными и были просто-напросто уничтожены, а роскошные надгробия и склепы разгромлены. Из их камней потом строители выкладывали опорные стенки, дорожки и лестницы нового сквера.

Здание бывшей богадельниЗдание бывшей богадельниСправа от него размещалась кладбищенская часовня. Аутское церковно-приходское попечительство также содержало богадельню с двумя отделеньями - для мужчин и женщин.

Следующий, стоящий на повороте улицы дом, - остатки здания, в котором находилось Убежище для восстановления здоровья монахинь и детей Леснинского монастыря.См. Леснинский монастырь и его ялтинское убежище

Это был небольшой одноэтажный с цоколем дом, в котором находились храм и жилые комнаты. В храме - гладкие побеленные стены и потолок, на стенах иконы, деревянный иконостас в один ряд. Аскетично убранные комнаты-кельи.

УЛИЦА КРЕСТОВАЯУЛИЦА КРЕСТОВАЯДом № 7 по ул. Крестовой в Ялте, где в 1906 году было учреждено убежище для восстановления здоровья монахинь и детей Леснинского монастыря, с 1897 по1903 гг. принадлежал Елизавете Ивановне Якубович, потомственной дворянке, вдове подполковника. Будучи тяжело больной, она пожелала составить духовное нотариальное завещание, для чего 24 марта 1901 года в ее дом прибыл ялтинский нотариус А.Ф. Фролов-Багреев. Из текста завещания следует, что желанием Е.И. Якубович было «устроить в Ялте... убежище для нуждающихся в теплом климате больных монахинь православных обитателей.

Первоначальный вид убежищаПервоначальный вид убежищаДля этого она завещала из своего недвижимого имения в Ялте (по Аутке) верхний участок в 2000 десятин под виноградником, выходящий на Барятинскую улицу, в полную собственность одной из женских обителей Российской Империи, по выбору душеприказчика, для устройства женского подворья или самостоятельной общины. На этом же участке должна была быть построена часовня, с жилой комнатой для монахини, где читалась бы неусыпаемая Псалтирь. Свой прах Е.И. Якубович завещала перенести в склеп под этой часовней из места временного погребения.

При невозможности устроить подворье или общину, завещательница предоставляла душеприказчику право землю продать и вырученные деньги передать в собственность одной из обителей, прах же ее перенести в эту обитель. В завещании не указывалось, какому именно монастырю должно было быть передано движимое и недвижимое имущество Е.И. Якубович. Выбор его оставался за душеприказчиком Н. И. Соколовым.

Скончалась Е.И. Якубович 27 января 1903г. Возможно, что устно она все-таки называла Леснинский монастырь. В составленной в 1922 г. описи недвижимого имущества, принадлежащего церкви монастыря, имеется ссылка на то, что земля (1856 кв.саж.) была пожертвована в 1903г., а остальная земля с домом приобретена монастырем в 1906г. Следовательно, часть имения Н.И. Соколов не просто продал, но продал тому же монастырю, которому передал верхний участок. Продажа состоялась в начале 1906 г. - еще 31 января Н. И. Соколов проживал в доме Якубович на Крестовой.

Домовый храм убежища Леснинского монастыряДомовый храм убежища Леснинского монастыряДомовый храм посещался не только насельницами, но и жителями Ялты. В разделе «Хроника» «Русской Ривьеры» в 1912г. и 1914г. помещены объявления об отмечаемом 23 апреля престольном празднике в честь св. вмч. Георгия и св. царицы Александры. В 1912г. накануне, 22 апреля, в 6 часов вечера состоялась всенощная, а 23 апреля в 10 часов утра была отслужена обедня. В 1914г. в газете опубликован маленький отчет о прошедшем празднике: «Отделение Леснинского женского монастыря, размещенное на Крестовой улице, вчера праздновало день своего престольного праздника. Церковь была переполнена молящимися».

Домовая церковь была выделена из двух небольших комнат, алтарь пристроен, длина и ширина церкви составляли 12 аршин. В одном доме с церковью имелось 4 комнаты для больных монахинь и послушниц. Во дворе находился флигель, состоявший из одной комнаты и кухни, в котором также жили послушницы.

Архивные документы сохранили имена последних насельников убежища. В центральном Крымском архиве хранится дело, название которого «Материалы о ликвидации домовой церкви при Леснинском убежище», в комментариях не нуждается.

Установленная после взятия Крыма красными войсками власть Советов спешила догнать центр в осуществлении своих декретов. Претворяя в жизнь Декрет об отделении Церкви от государства и школы от церкви, согласно которому никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, но имущество и здания храмов передавались им в бесплатное пользование, СНК Крымской АССР принимает постановление, в котором определялся порядок существования церквей и церковного имущества, в том числе богослужебного, а также передаваемого в пользование религиозным обществам. Лица, желающие взять в пользование храм, должны были подать в отдел управления местного исполкома нотариально заверенное заявление, подписанное не менее чем 20-ю гражданами. После чего отдел управления заключал с группой верующих договор.

17 октября 1922г. между гражданами Ялты и окружным исполкомом был заключен договор о приеме в бесплатное пользование церкви св. Георгия (о царице Александре в названии храма уже не упоминается) с богослужебными предметами. От граждан договор подписали 20 жителей Крестовой и других, в основном, близлежащих улиц. Они обязывались беречь переданное им народное достояние, пользоваться им исключительно соответственно его назначению, не допускать действий, направленных против советской власти.

Но храму осталось существовать недолго. Власти начали кампанию по ликвидации монастырей и церквей, из которых в первую очередь подлежали уничтожению домовые, тюремные, больничные. 26 марта 1923г. в убежище прибыли представители ликвидационной комиссии ялтинского исполкома и предложили монахиням освободить помещение. В тот же день насельники убежища написали заявление о выходе из состава монахинь и монахов и о желании работать «как все граждане РСФСР».

Они просили «после убрания церкви и утвари» предоставить им это помещение для жилья, так как они «все калеки и старые, которым трудно передвигаться». Заявление подписано заведующей убежищем монахиней Ольгой Яишниковой, священником о. Саввой Матяш и монахинями Агафией Балок, Евой Слевинской, Екатериной Томчук, Устинией Иванкович, Марией Зеньчук, Евдокией Петтель, Варварой Семенюк, Феодосией Клебанюк.

Тогда же, 26 марта, состоялось заседание комиссии по ликвидации домовых церквей. Комиссия постановила договор от 17 октября 1922г. «в порядке формальности аннулировать», дом и движимое имущество некультового характера передать Горкомхозу, а землю в количестве 2382 кв.саж. - земельному бюро при Горкомхозе, а движимое имущество, предназначенное для богослужебных целей, поместить в склад при окрисполкоме.

Как долго оставались монахи на Крестовой? Точно известно, что иеромонах Савва Андреевич Матьяш (Матяш) - в документе он назван «безработным» - проживал в том же доме бывшего Леснинского убежища еще в 1928 г.
Один ялтинец, живший в детстве, это было в 50-х годах, в районе Аутского кладбища, помнит, что в его дворе жили очень пожилые женщины, одетые всегда в черное. Говорили, что это монахини. Возможно, это был кто-то из насельниц Крестовой улицы или кто-то из близких к ним...

Ирина ЧЕРНУХА.

Автор благодарит за помощь в работе бывшего ведущего научного сотрудника Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника А. А. Галиченко, настоятеля храма св. Иоанна Златоуста О. Владислава, сотрудников: Ливадийского дворца-музея - Л.И. Прокопову и Ялтинского историко-литературного музея - Л.М. Иванову и Т.М. Коноплянко. Помощь в работе оказывал также ныне покойный старший научный сотрудник КРУ "ЛДМ" П.А. Ардюков.

-----------------------
Дорогие друзья! Если у вас есть какая-либо информация по этой теме, мы с удовольствием разместим ее на сайте!
Приглашаем также к сотрудничеству музейных работников, краеведов и всех, кто обладает любой информацией по истории Южнобережья.
Напишем историю Города вместе!
Наш адрес: llisova@yandex.ru







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK