Леснинский монастырь и его ялтинское убежище

Свой 40-й день рождения Императрица Александра Федоровна встретила в Ливадии. Среди полученных ею подарков был скромный предмет - альбом в обтянутом зеленом шелком переплете с вышитым названием «Убежище для больных монахинь и детей Леснинского монастыря при домовой церкви во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия и Св. Мученицы и Царицы Александры».

Императрица Александра ФедоровнаИмператрица Александра ФедоровнаВ альбоме 11 фотографий - внешний вид и интерьеры небольшого дома, где находилось учреждение, называемое словом, которое в прежнем значении - благотворительное заведение - уже давно не употребляется. На форзаце альбома надпись: «Ялта Мая 25 дня 1912г. Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Федоровне. Неисповедимыми путями Господними в тяжкие времена жизни во время тяжелой болезни старшей дочери Марии (ныне замужней), разрешившейся операцией, призвана была по сердечному участию в устройстве убежища и маленькой домовой церкви имени Вашего Императорского Величества.

Это-то участие, не от избытка в тяжелейшие времена, а от скудности, дает мне смелость в день благодатного рождения Вашего Императорского Величества, Ангела Хранителя нашего края, повергнуть к священнейшим стопам Вашим дар сердца в виде этого альбома. Усердная сотрудница учреждения и издательница альбомов всех учреждений города, обслуживающих бедняков города, верноподданная Александра Каубиш. Работа Н. Боженковой, пожилой, больной, одинокой художницы, без всяких средств к жизни живущей на даче Стратеиз, кв. 29».

Дарительница альбома Александра Каубиш, по всей вероятности, - супруга Г.К. Каубиша, владелица Ялтинской гостиницы «Россия». Имя А. М. Каубиш неоднократно встречается в отчетах Ялтинского благотворительного общества, которое ведало несколькими учреждениями - лечебницами, приютами. С 1898г. A. M. Каубиш являлась почетным членом попечительского совета Николаевского убежища для престарелых и увечных при Аутской Успенской церкви. Одно из отделений последнего находилось рядом с Аутским кладбищем, в доме № 3 по ул. Крестовой. Неподалеку, в доме № 7, свое убежище (то самое, чья фотография в альбоме) организовал в 1906г. Леснинский женский монастырь. Этот дом сохранился до наших дней.

Улица КрестоваяУлица КрестоваяОдна из улиц, отходящих вправо вверх от ул. Кирова (бывшей Аутской), ныне носит имя профессора Чернова. Она-то и называлась когда-то Крестовой. Свернув с Кирова на Чернова и пройдя несколько домов, можно увидеть надпись: «Сквер им. Н.Н. Батурина». В этом сквере легко обнаруживаются то там, то здесь надгробия - это бывшее Аутское кладбище. Следующий, стоящий на повороте улицы дом, - именно тот, в котором находилось монастырское убежище.

Фотографии для альбома выполнены ялтинским фотографом С. Коганом. Им запечатлены небольшой одноэтажный с цоколем дом и находившиеся в нем храм и жилые комнаты. В храме - гладкие побеленные стены и потолок, на стенах иконы, деревянный иконостас в один ряд. Аскетично убраны комнаты-кельи.
Альбом «Убежище для больных монахинь и детей Леснинского монастыря» в настоящее время хранится в фондах Ливадийского дворца – музея. Архивные документы подтверждают, что когда-то он находился в Ливадийском дворце.

Врученный Императрице Александре Федоровне альбом, несомненно, не только порадовал ее тем, что в Ялте появилось еще одно благотворительное учреждение (известно, какое пристальное внимание уделялось Императрицей их развитию), но и напомнил о посещениях Леснинского монастыря. Царская семья бывала там неоднократно. Император и Императрица хорошо лично знали и ценили основательницу Леснинского монастыря игуменью Екатерину (в миру - графиня Евгения Борисовна Ефимовская (1850-1925гг.).

Матушка ЕкатеринаМатушка ЕкатеринаМатушка Екатерина была выдающейся личностью. В молодости она увлекалась народническими и либеральными течениями, вращалась в интеллигентских кругах, была близка с семьей славянофилов Аксаковых. Будучи философски и богословски образованной, переписывалась с Владимиром Соловьевым, с инспектором Петербургской духовной академии иеромонахом Михаилом Грибановским (впоследствии епископ Таврический). Евгения Борисовна довольно долго жила за границей, очень любила Англию. Вернувшись в Россию, она пережила глубокий душевный переворот и приняла монашество. По словам близко знавшего ее митрополита Евлогия (Георгиевского), матушка Екатерина признавалась: «Я стала монахиней скорее из любви к народу, чем к Богу».

В созданном ею монастыре матушка Екатерина в полноте воплотила в жизнь свою любовь к людям, нашла применение своей образованности. Варшавский архиепископ Леонтий I предложил ей основать новый монастырь в Холмском крае, весьма запущенном в духовном отношении. В посаде Лесна (Лесная) Бельского уезда Седлецкой губернии в 1884г. была основана община, а в 1889г. учрежден монастырь, названный Свято-Богородичным во имя Леснинской иконы Божией Матери.

Жизнь монастыря м. Екатерина видела не совсем в традиционном свете - с просветительной и благотворительной деятельностью, школами, больницами, приютами.
Учредить новый монастырь и руководить им - дело и без того очень непростое, и м. Екатерина отправилась за советом и благословением к оптинскому старцу Амвросию. «Новый монастырь по-новому и устрой», - сказал старец.
Со временем план м. Екатерины стал реальностью. Были созданы приюты для сирот, школы, богадельни, открыты больница, бесплатная аптека с фармацевтической лабораторией.

При монастыре воспитывалось и обучалось до тысячи детей. В церковно-учительской школе готовились педагогические кадры, существовало высшее сельскохозяйственное училище. Вся сельская интеллигенция выходила из школ Леснинского монастыря. Материальной базой стало крепкое монастырское хозяйство - птице- и молочная фермы, паровая мельница, различные мастерские... Разводилась рыба, в специальном фармацевтическом саду выращивались лекарственные растения. Существовал даже собственный подъездной железнодорожный путь.
Монастырь, в котором через 15 лет после основания было шесть храмов, среди них четырехпрестольный собор в честь Воздвижения Креста Господня, стал не только культурно-просветительным, но и духовным центром Холмщины. На Троицу и в день Воздвижения Креста Господня в обитель стекалось до 30 тысяч паломников.

Митрополит Евлогий, бывший благочинный женских монастырей Холмской епархии, вспоминал: «В Леснинском монастыре создалась какая-то особая культурная атмосфера. Характерными чертами его были разумный, неослабный труд и духовное воодушевление. Душою обители, несомненно, надо признать матушку Екатерину. Это была святая душа.

... Народ отвечал Леснинской обители благодарной любовью - тянулся к ней за просвещением, за материальной поддержкой. Матушка Екатерина входила в его нужды, запросы, даже в семейные дела. Любила женить и выдавать замуж, шила приданое, заботилась о молодых матерях...»

Судьба Леснинского монастыря оказалась необычной. Через 30 лет после основания общины сестры во главе с м. Екатериной оставили с любовью обустроенное место. В 1914г., с началом первой мировой войны, монастыри из западных губерний эвакуировались в глубь России. Леснинский монастырь, вместе со своей святыней, чудотворной иконой, переехал в Петроград.

Это событие было предвидено св. Иоанном Кронштадским. В Иоанниковском монастыре, который он построил в начале XX века, была сделана, к всеобщему тогда удивлению, пристройка для Леснинского монастыря. После революции монахини спаслись на юг, в район действия Белой Армии, из Бесарабии они эвакуировались в Югославию. В Сербин им был предоставлен древний Хоповский монастырь.

В дневниках русской эмигрантки, бывшей ялтинской жительницы Ольги Михайловны Веригиной, тогда молодой девушки, есть записи о посещениях монастыря в Хопово, о кончине матушки Екатерины. Скончалась она 28 октября 1925г. в Хопово. Ее Хоповский монастырь был сожжен во время войны, монахини нашли приют в Белграде, а в 1950г. переехали во Францию.
В настоящее время Леснинский монастырь находится в Provemont (Нормандия) и принадлежит Русской православной церкви за границей.

Дом № 7 по ул. Крестовой в Ялте, где в 1906 году было учреждено убежище для восстановления здоровья монахинь и детей Леснинского монастыря, с 1897 по1903 гг. принадлежал Елизавете Ивановне Якубович, потомственной дворянке, вдове подполковника. Будучи тяжело больной, она пожелала составить духовное нотариальное завещание, для чего 24 марта 1901 года в ее дом прибыл ялтинский нотариус А.Ф. Фролов-Багреев. Из текста завещания следует, что желанием Е.И. Якубович было «устроить в Ялте... убежище для нуждающихся в теплом климате больных монахинь православных обитателей.

Для этого она завещала из своего недвижимого имения в Ялте (по Аутке) верхний участок в 2000 десятин под виноградником, выходящий на Барятинскую улицу, в полную собственность одной из женских обителей Российской Империи, по выбору душеприказчика, для устройства женского подворья или самостоятельной общины. На этом же участке должна была быть построена часовня, с жилой комнатой для монахини, где читалась бы неусыпаемая Псалтирь. Свой прах Е.И. Якубович завещала перенести в склеп под этой часовней из места временного погребения.

При невозможности устроить подворье или общину, завещательница предоставляла душеприказчику право землю продать и вырученные деньги передать в собственность одной из обителей, прах же ее перенести в эту обитель. Нижнюю часть своего имения, включавшую «постройки, насаждения, обзаведения, угодья» и землю под окнами - 739.20 сажень, E. И. Якубович завещала продать и из вырученных денег 10 тыс. руб. выделить своему внуку Виталию Евгеньевичу Якубовичу с тем, чтобы он получил их по достижении им 25-летнего возраста. Остальные деньги от продажи предназначались отставному коллежскому асессору Николаю Ивановичу Соколову. Он же был указан как душеприказчик и опекун несовершеннолетнего Виталия Якубовича. В завещании не указывалось, какому именно монастырю должно было быть передано движимое и недвижимое имущество Е.И. Якубович. Выбор его оставался за душеприказчиком Н. И. Соколовым.

Скончалась Е.И. Якубович 27 января 1903г. Возможно, что устно она все-таки называла Леснинский монастырь. В составленной в 1922 г. описи недвижимого имущества, принадлежащего церкви монастыря, имеется ссылка на то, что земля (1856 кв.саж.) была пожертвована в 1903г., а остальная земля с домом приобретена монастырем в 1906г. Следовательно, часть имения Н.И. Соколов не просто продал, но продал тому же монастырю, которому передал верхний участок. Продажа состоялась в начале 1906 г. - еще 31 января Н. И. Соколов проживал в доме Якубович на Крестовой.

Первой заведующей ялтинским убежищем игуменьей Екатериной была назначена инокиня Ольга (вдова статского советника Ольга Никаноровна Арнольд). Со временем убежище было скромно, но прилично обустроено - фотографии альбома красноречиво свидетельствуют об этом.

Домовый храм Ялтинского отделения Леснинского монастыряДомовый храм Ялтинского отделения Леснинского монастыряДомовый храм посещался не только насельницами, но и жителями Ялты. В разделе «Хроника» «Русской Ривьеры» в 1912г. и 1914г. помещены объявления об отмечаемом 23 апреля престольном празднике в честь св. вмч. Георгия и св. царицы Александры. В 1912г. накануне, 22 апреля, в 6 часов вечера состоялась всенощная, а 23 апреля в 10 часов утра была отслужена обедня. В 1914г. в газете опубликован маленький отчет о прошедшем празднике: «Отделение Леснинского женского монастыря, размещенное на Крестовой улице, вчера праздновало день своего престольного праздника. Церковь была переполнена молящимися».

Домовая церковь была выделена из двух небольших комнат, алтарь пристроен, длина и ширина церкви составляли 12 аршин. В одном доме с церковью имелось 4 комнаты для больных монахинь и послушниц. Во дворе находился флигель, состоявший из одной комнаты и кухни, в котором также жили послушницы.

Архивные документы сохранили имена последних насельников убежища. В центральном Крымском архиве хранится дело, название которого «Материалы о ликвидации домовой церкви при Леснинском убежище» в комментариях не нуждается.

Установленная после взятия Крыма красными войсками власть Советов спешила догнать центр в осуществлении своих декретов. Претворяя в жизнь Декрет об отделении Церкви от государства и школы от церкви, согласно которому никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, но имущество и здания храмов передавались им в бесплатное пользование, СНК Крымской АССР принимает постановление, в котором определялся порядок существования церквей и церковного имущества, в том числе богослужебного, а также передаваемого в пользование религиозным обществам. Лица, желающие взять в пользование храм, должны были подать в отдел управления местного исполкома нотариально заверенное заявление, подписанное не менее чем 20-ю гражданами. После чего отдел управления заключал с группой верующих договор.

17 октября 1922г. между гражданами Ялты и окружным исполкомом был заключен договор о приеме в бесплатное пользование церкви св. Георгия (о царице Александре в названии храма уже не упоминается) с богослужебными предметами. От граждан договор подписали 20 жителей Крестовой и других, в основном, близлежащих улиц. Они обязывались беречь переданное им народное достояние, пользоваться им исключительно соответственно его назначению, не допускать действий, направленных против советской власти.

Но храму осталось существовать недолго. Власти начали кампанию по ликвидации монастырей и церквей, из которых в первую очередь подлежали уничтожению домовые, тюремные, больничные. 26 марта 1923г. в убежище прибыли представители ликвидационной комиссии ялтинского исполкома и предложили монахиням освободить помещение. В тот же день насельники убежища написали заявление о выходе из состава монахинь и монахов и о желании работать «как все граждане РСФСР».

Они просили «после убрания церкви и утвари» предоставить им это помещение для жилья, так как они «все калеки и старые, которым трудно передвигаться». Заявление подписано заведующей убежищем монахиней Ольгой Яишниковой, священником о. Саввой Матяш и монахинями Агафией Балок, Евой Слевинской, Екатериной Томчук, Устинией Иванкович, Марией Зеньчук, Евдокией Петтель, Варварой Семенюк, Феодосией Клебанюк.

Тогда же, 26 марта, состоялось заседание комиссии по ликвидации домовых церквей. Комиссия постановила договор от 17 октября 1922г. «в порядке формальности аннулировать», дом и движимое имущество некультового характера передать Горкомхозу, а землю в количестве 2382 кв.саж. - земельному бюро при Горкомхозе, а движимое имущество, предназначенное для богослужебных целей, поместить в склад при окрисполкоме.

О том, как использовалось хранившееся там богослужебное имущество, свидетельствует, в частности, следующий документ: «2/У (24 й) Секретарю Симеизской Ячейки тов. Толмачу. Ялт. Райисполком предлагает Вам вернуть в особое хранилище Ялт. Райисполкома взятые под расписку для проведения Комсомольской Пасхи - 4 стихаря, 2 детских стихаря, 3 облачения для священника с приборами, крест парчевый». Вторым вопросом заседания было рассмотрение заявления группы сестер Леснинского подворья о добровольном переходе к общеполезному труду вне религиозного служения. Комиссия предложила сестрам «прибыть в Отдел Управления Исполкома на предмет получения отношения о выдаче паспортов должных учреждений».

Как долго оставались они на Крестовой? Точно известно, что иеромонах Савва Андреевич Матьяш (Матяш) - в документе он назван «безработным» - проживал в том же доме бывшего Леснинского убежища еще в 1928 г.
Один ялтинец, живший в детстве, это было в 50-х годах, в районе Аутского кладбища, помнит, что в его дворе жили очень пожилые женщины, одетые всегда в черное. Говорили, что это монахини. Возможно, это был кто-то из насельниц Крестовой улицы или кто-то из близких к ним?..

Ирина ЧЕРНУХА.

Автор благодарит за помощь в работе бывшего ведущего научного сотрудника Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника А. А. Галиченко, настоятеля храма св. Иоанна Златоуста О. Владислава, сотрудников: Ливадийского дворца-музея - Л.И. Прокопову и Ялтинского историко-литературного музея - Л.М. Иванову и Т.М. Коноплянко. Помощь в работе оказывал также ныне покойный старший научный сотрудник КРУ "ЛДМ" П.А. Ардюков.

-----------------------------------

Дорогие друзья! Если у вас есть какая-либо информация по этой теме, мы с удовольствием разместим ее на сайте!
Приглашаем также к сотрудничеству музейных работников, краеведов и всех, кто обладает любой информацией по истории Южнобережья.
Напишем историю Города вместе!
Наш адрес: llisova@yandex.ru







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK