КУРЗАЛ В ЯЛТЕ. КОНЦЕРТЫ, СПЕКТАКЛИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ

История создания в Ялте общественного курзала весьма интересна.

Главная аллея садаГлавная аллея садаС развитием города как курорта все настоятельнее проявлялась необходимость в общественных местах для отдыха и развлечений. Приезжающие отдыхающие жаловались на скуку и невозможность интересно провести свободное время. Так начал формироваться городской сад, а с ним и курзал.

Известно, что в разное время он располагался в разных местах. Сначала западнее горсада, в районе будущей дачи А. Спендиарова, на углу Набережной и Екатерининской, на месте будущего кинотеатра «Горн». Согласно карте Ялты 1843 года эти земли принадлежали подпоручику Балаклавского батальона Федору Лебешу. Строений тогда здесь не было, зато существовал отличный сенокос. В 1870-х годах у отставного подпоручика этот участок приобретает граф Н.А. Адлерберг. Через 10 лет вдова графа продала землю отставному майору В.Е. фон Лоде, который построил на участке в 600 квадратных саженей небольшую дачу. В первое время именно эта дача служила Ялте своеобразным курзалом – здесь устраивались вечера танцев, концерты с участием известных музыкантов, певцов, артистов, ставились спектакли.

В ноябре 1888 года городской архитектор Ялты Н.А. Штакеншнейдер предложил управе войти в переговоры с Петербургским обществом капиталистов для постройки в городском саду казино и курзала. Ялтинская городская Дума уполномочила вести эти переговоры гласных Думы генералов в отставке А.Н. Витмера и Б.В. Хвощинского, а также действительного статского советника В.П. Пукалова. В октябре 1890 года Н.А. Штакеншнейдер был приглашен в Управу на совещание по поводу необходимости выпуска займа на сумму в 1 млн. рублей для постройки курзала, городских купален с ваннами и для покупки приморских участков. Инициатором этого предприятия выступил член городской управы врач К.Р. Овсяный. Пока решался вопрос о постройке курзала, в январе 1891 года его открыли на бывшей даче Лоде. Городское самоуправление, видя настоятельную потребность отдыхающих в подобном общественном учреждении, в 1891 году купила этот участок у В.Е. фон Лоде с целью временно использовать его как общественный курзал. Рядом, за 6 тыс. рублей, был также куплен участок у полковника А.И. Пуржанского. Предполагалось именно здесь построить новый курзал.

На балу в честь открытия курзала присутствовали около 200 гостей. Однако, из-за тесноты, духоты и большой скученности праздник вызвал неудовлетворение среди обывателей. Уже тогда заговорили о необходимости строительства более просторного и приличествующего Ялте помещения.

В 1894 году городская Дума при обсуждении плана развития городского хозяйства на предстоящее четырехлетие поставила вопрос о строительстве большого курортного зала на основе займа. Однако городской голова Б.В. Хвощинский, человек весьма осторожный и боявшийся всякой новой финансовой задолженности Ялты, не поддержал этот вопрос. Похоже, что во время его руководства городом были упущены многие возможности по приобретению земель для города. Среди прочего это - 14 десятин парка Чукурлар (ныне – Приморский парк) у наследников доктора В.С. Корсакова за 250 тыс. рублей, 28 десятин парка у князя А.М. Дондукова – Корсакова на Дарсане за 300 тыс. рублей и плаца в 15 десятин там же на Дарсане за 75 тыс. рублей.

Видя нерешительность городского головы, гласные Н.М. Иванов, А.А. Гетманов и П.П. Розанов, получив в ялтинском банке займы на общую сумму 28 тыс. рублей, в 1896 году пристроили к бывшей даче Лоде эстраду, гостиную, столовую и кухню. В помещении курзала были открыты библиотека с читальней, биллиардная, кабинеты для игры в шахматы, карты и лото. В нем также стало проводить свои заседания и различные мероприятия Ялтинское общественное собрание. Здесь же находился ялтинский отдел Русского Общества охраны народного здравия, председательствовал в котором доктор Б.П. Ножников.

Курортный комитет организовывал в курзале литературно-музыкальные вечера, спектакли, маскарады. Доход от этих мероприятий доходил до 4 тыс. рублей и шел в бюджет городской управы.

На сцене курзала выступали многие известные певцы и артисты: исполнительница цыганских романсов Настя Полякова и знаменитая цыганка Варя Панина. Артисты-гастролеры ставили оперетты «Бедные овечки» Л. Варнея, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Продавец птиц» К. Целлера, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло. Кинотеатр «Иллюзион» П.К. Чепати давал в курзале киносеансы.

В 1900 году сгорело построенное в1895 году деревянное здание ялтинского городского театра. Курзал же, который в некоторой степени заменял театр, был маловместительным. Поэтому городской голова В.С. Давыдов в 1903 году добился проведения конкурса на проектирование нового курзала с роскошным театром стоимостью 650 тыс. рублей. За лучший проект была выплачена премия в размер 600 рублей. Тем не менее, по различным причинам проект был отклонен. После этого городские власти объявили повторный конкурс, и опять была выделена значительная премия.

К сожалению, новый проект опять был отклонен. Основной причиной стало неудачное, по мнению членов конкурсного комитета, место расположения проектируемого комплекса, который городские власти решили строить на Виноградной улице (ныне – ул. Чехова). Здание, как считали в комиссии, следовало бы вынести на Набережную. Тогда публика со второго этажа смогла бы видеть море, красивый зеленый сад, а с балконов бы открывалась эстрада - ракушка и была бы слышна музыка. Впрочем, при таком расположении курзала (вдоль Набережной), как считали оппоненты, микроклимат горсада лишился бы свободного воздушного обмена с морской средой. Таким образом, Ялта продолжала обходиться старым курзалом.

Это общественное учреждение пользовалось такой популярностью, что в 1907 году ялтинская курортная комиссия встала перед проблемой: что, прежде всего, необходимо для дальнейшего полноценного развития курорта – новомодное техническое чудо трамвай или новый курзал? Как станет понятно позднее, не будет реализован ни тот, ни другой проект.

Используя тогдашнее положение городских властей, известный киевский антрепренер С.Н. Новиков осенью 1907 года предложил ялтинской городской Думе сдать ему в аренду существующий курзал, горсад, ресторан и биллиардную сроком на 3 года, обязуясь каждый сезон до 1 октября содержать два военных оркестра, открыть в горсаду летнюю сцену для проведения концертов и спектаклей, а в казино - кабинет для чтения газет и журналов. За аренду он был согласен выплачивать 12 тыс. рублей в год. При этом весь сезонный сбор должен был поступать в его пользу. Но история взаимоотношений антрепренера Новикова и ялтинских властей – это тема другой статьи.

Представители городского самоуправления, тем временем, не оставляли мысли о строительстве нового большого курзала в городском саду. Было предпринято еще несколько попыток. Этот вопрос рассматривался даже на самом высоком уровне, в Петербурге, где прекрасно понимали важность подобного объекта для Всероссийского курорта - Ялты.

В 1912 году в городе был объявлен конкурс на очередной проект строительства общественного курзала. На суд курортной комиссии представили семь проектов. I премия была присуждена проекту городского архитектора Н.Г. Тарасова, вторую и третью (за 2 проекта) получил популярный московский архитектор-модернист П.П. Щекотов, в то время уже успешно работавший на ЮБК, где им были построены дачи Александровой-Дольник, Заборовского , дача «Мира маре» в Симеизе.

Конкурсное жюри рекомендовало обоим архитекторам объединить их прекрасные идеи в одном проекте. Но идея опять не была реализована.

Лишь в 1915 году в городе вновь вернулись к вопросу о строительстве курзала, и теперь уже точно не на Виноградной, а на Набережной. Был взят за основу разработанный ранее и усовершенствованный проект Петра Павловича Щекотова, продолжавшего реализовывать интересные проекты на ЮБК, среди которых - вилла «Барбо» Н. Н. Крамарж и санаторий Кривошеина (ныне «Беларусь») в Мисхоре. Смету курортная комиссия определила аж в миллион рублей вместо предполагавшихся ранее 350 тысяч! Один «маленький» нюанс не позволил реализовать и эти масштабные планы - продолжалась I мировая война, возникали все новые финансовые затруднения, Ялта из города-курорта превратилась в город-госпиталь, и здесь уж было не до строительства развлекательных заведений. Однако, не смотря на сложное положение, в городском саду продолжал работать старый курзал, где проходили лотереи-аллегри и аукционы в поддержку больных, безработных, а также сестер милосердия.

Как и в прежние годы, проводились концерты симфонической музыки, в том числе, под управлением известного дирижера А.И. Орлова. 5 сентября 1917 года, перед возвращением из Крыма в Москву, дал свой прощальный концерт в Ялте С.В. Рахманинов. Дирижировал А. Орлов. Это был последний концерт великого композитора и пианиста на родине вообще.
С фортепианными концертами в курзале выступал также местный пианист, член "Общество любителей музыкального и драматического искусства в Ялте", молодой и талантливый выпускник Киевской консерватории В. И. Поль.
Одним словом, общественная, театрально-музыкальная жизнь в Ялте не прекращалась, не смотря ни на какие исторические коллизии. Ялтинцы и немногие приезжие даже в годы войны охотно посещали горсад и курзал.

По материалам краеведа В.П. Кургузова.
---------------------------------------

Дорогие друзья! Если у вас есть какая-либо информация по этой теме, мы с удовольствием разместим ее на сайте!
Приглашаем также к сотрудничеству музейных работников, краеведов и всех, кто обладает любой информацией по истории Южнобережья.
Напишем историю Города вместе!
Наш адрес: llisova@yandex.ru







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа



Наша группа на FACEBOOK