«Птичий» флот


Ялтинцы старшего поколения хорошо помнят маленькие прогулочные катера-лодочки, которые почти 25 лет «бороздили морские просторы» у берегов Большой Ялты. Официально это были катера, относившиеся к типу «Ласточка». Но за то, что носили они птичьи имена, местные жители ласково называли их «птичками».
«Птичий»  флот
Поездка на «птичках» всегда была в удовольствие. Детвора любила кататься на них даже больше, чем на крупных катерах. Вода была близко, и казалось, что до неё можно дотянуться рукой. Раскачивало в этих катерках будто на качелях. А при легких волнах было приятно освежиться под морскими брызгами.

История появления в Ялте «птичек» тесно связана с трудностями первых послевоенных лет, когда городу не хватало ни морского транспорта, ни причалов.«Птичий»  флот Вместе с тем, Ялта быстро возрождалась как город-курорт, и морские перевозки становились всё более востребованными. Тогда-то у работников Ялтинского порта и появилась идея создания катеров своими силами. Таких катеров, которые можно было строить быстро, на своей территории и из местных материалов. Катеров, которые могли бы подходить к берегу даже в тех местах, где не было причалов.
«Птичий»  флот
Проект первого катера, отвечавшего этим требованиям, был разработан в 1948 год группой инженеров Ялтинского порта во главе с капитаном Георгием Алексеевичем Климонтовым.

«Птичий»  флот
Трудно было найти в Ялтинском морском порту моряка, который не знал бы имени этого человека. Георгий Алексеевич Климонтов с детских лет посветил себя морю. Матрос, боцман, штурман дальнего плавания, капитан на судах Северного и Балтийского пароходств. Он сражался с врагом в блокированном Ленинграде, под бомбежкой гитлеровцев доставлял грузы фронту.
В 1944 году Георгий Алексеевич приехал в Ялту. Город и морской порт были в развалинах. Были разрушены причальные линии. Небольшая группа энтузиастов во главе с начальником порта А. В. Степановым принялась за восстановительные работы. Георгий Алексеевич проектировал причалы, учил моряков сложной науке судовождения. За свою работу он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а спроектированные им «птички» стали необъемлемой частью ялтинского портофлота.
«Птичий»  флот
Катера этого типа были недорогими, несложными в эксплуатации и удобными для пассажиров. Они имели относительно большую вместимость - до 55 человек.
Строили «птички» прямо на причалах Ялтинского порта. Их устройство было простым и, вместе с тем, надёжным и рациональным. Из древесины мастерили корпус. Штурвал и пульт управления размещали на корме. Здесь же, под коробом из толстых досок устанавливали дизель. Вдоль бортов располагали скамьи для пассажиров. Шум от мотора пассажирам почти не был слышен, и они могли спокойно вести беседы и наслаждаться морской прогулкой. Катера были оснащены съемными брезентовыми тентами, защищавшими от солнца и дождя, и специальными деревянными сходнями для посадки и высадки пассажиров.
Ялтинский «птичий» флот

«Птичий»  флот
Ялтинский «птичий флот» состоял из 30 катеров с красивыми названиями: «Ласточка», «Буревестник», «Кайра», «Орёл», «Пеликан», «Снегирь», «Ястреб», «Альбатрос», «Голубь», «Кречет», «Коршун», «Лебедь» «Беркут», «Стриж», «Жаворонок», «Зяблик», «Славка», «Соловей», «Горлица», «Орлёнок», «Чайка», «Иволга», «Пингвин», «Голубка», «Крохаль», «Сокол», «Чиж». В этом флоте было еще три катера того же типа, но названные по иному принципу – «Ореанда», «Стрела» и «Лира».

«Птичий»  флот
Строительство «птичек» продолжалось вплоть до конца 1950-х годов. Списывали их в основном в 1971-1974 годах, хотя отдельные судна выводились из эксплуатации и раньше. Многие «птички» не пережили разрушительный шторм в январе 1969 года. Совсем они исчезли из акватории Ялтинского порта к середине 1970-х годов. На память о «птичках» нам остались только старые фотографии.

В 1971 году имя капитана Георгия Климонтова, участвовавшего в восстановлении Ялтинского порта и проектировании катеров, было присвоено новому теплоходу (проект 1430, тип «Александр Грин»). На плаву теплоход «Капитан Климонтов» был до сильного шторма в ноябре 1992 года, когда у причала Ялтинского порта он получил серьёзные повреждения корпуса.

 

Лидия ЖУКОВА.

 

Использованы материалы:
1.http://odessatrolley.com/Ships/Yalta/Yalta.htm
2. Журнал «Морской флот». 1973 г., №6.







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги




Наша группа на FACEBOOK


Наша группа в VK


Наша группа в instagram


Наша группа в Youtube