БЛАГОУСТРОЙСТВО ЯЛТЫ В 1870-1880 ГОДАХ

В этом году наш город отмечает юбилей – ему исполняется 180 лет, из которых последние 160 лет идет неустанная борьба за его благоустройство.


БЛАГОУСТРОЙСТВО ЯЛТЫ В 1870-1880 ГОДАХМеры по соблюдению элементарных правил по благоустройству российских городов наверняка предпринимались издавна, но только во второй половине XIX века к проблеме подошли серьезно.

8 июля (ст.ст.) 1867 года vинистр dнутренних дел утвердил wиркуляр о мерах к наружному благоустройству городов, в котором предписывалось для достижения этих целей создать во всех уездных и заштатных городах jсобые rомитеты из нескольких человек.

Копия циркуляра с соответствующими распоряжениями Таврического губернатора была вручена Ялтинскому уездному исправнику. Он пригласил ялтинских домовладельцев вместе обсудить текст документа.
Присутствующие на обсуждении согласились с тем, что во многих дворах и улицах Ялты не соблюдается закон о чистоте и избрали особый комитет.

К 1870-м годам будущность Ялты как климатического курорта была определена, но на пути ее превращения в первоклассный курорт для больных любыми легочными заболеваниями, в т. ч. и туберкулезом, было несколько серьезных препятствий:

- недостаточная территория города;
- отсутствие современных санитарных и гигиенических условий;
- безденежье города и отсутствие органа общественной инициативы.

Введение в 1871 году городового положения, согласно которому делами города управляли городская дума и управа, положило начало к развитию Ялты. Городскому самоуправлению в 1874 году удалось добиться утверждения императором Александром II нового плана города. Городская территория расширилась с семи с половиной десятин до 500.

Очень образно эту ситуацию изложил в своей книге «Пятидесятилетие Ялты» бывший городской голова Владимир Антонович Рыбицкий: «Освободившись от связывающих его оков, городок получил новые источники жизни, т.е. силу и возможность расти, стало над чем работать и городскому самоуправлению».

Насколько активно городское самоуправление начало решать насущные проблемы благоустройства города, следует из перечня комиссий, созданных при Ялтинской городской думе:

- Комиссия для надзора за наружным благоустройством города;
- Комиссия для производства нивелировки городских улиц;
- Комиссия для составления проекта водоснабжения, ею руководил городской голова Андрей Львович Врангель;
- Комиссия по разработке вопроса об устройстве набережной по берегам речки Учан-Су;
- Комиссия для устройства городского сада;
- Комиссия по проведению улицы Екатерининской и другие.

Одной из самых трудных задач было проведение по новому плану улиц, и это дело получило быстрый успех только потому, что совпало с интересами частных владельцев. Некоторые владельцы земельных участков, понимая важность прокладки улиц, отказывались от части своих участков в пользу города. Так, 17 июня 1875 года на заседании Ялтинской городской думы в составе 16 гласных был награжден Михаил Кузнецов, который добровольно передал участок земли в 22 сажени под Виноградную (Чехова) улицу в Новой части города.

В свою очередь, граф Александр Александрович Мордвинов предоставил часть своей земли для прокладки улицы Мордвиновской (позже она называлась Прорезная, Платановая и, наконец, Карла Маркса). Так же благодаря любезности графа удалось расширить улицу Садовую на протяжении 180 погонных саженей.

В этот период были вновь спланированы и шоссированы улицы: Нововиноградная (ныне часть улицы Боткинской), Церковная улица. В Массандровской слободке начато устройство Нижне-Массандровской улицы, причем, выстроена каменная терраса и проведена в овраг часть полотна дороги. Участок ул. Дерекойской (Руданского) и начало Фонтанной улиц расширены и шоссированы.

На средства домовладельцев была проложена улица Княжеская (1889) (ныне Щорса). 19 апреля 1883 года для удобства сообщения была освящена новая улица – Екатерининская - шириною в 4 сажени, проложенная через землю губернского секретаря Д. С. Лисаневича и соединяющая две параллельные улицы – Набережную и Виноградную.

БЛАГОУСТРОЙСТВО ЯЛТЫ В 1870-1880 ГОДАХ Кроме того, от середины улицы Екатерининской вновь проложен глухой переулок до земли Малиновского (Потемкинский переулок), с целью, в будущем, продлить его до соединения с набережной Учан-Су. Екатерининская улица на всем своем протяжении была спланирована и шоссирована.

Начало Аутской улицы от Набережной до Садовой было замощено камнем на средства барона Врангеля. 58 погонных саженей улицы Аутской удалось расширить благодаря тому, что князь Дондуков-Корсаков и Масловская уступили часть своей земли.

Большое внимание дума и управа уделяли устройству набережной вдоль речки Учан-Су. Несмотря на то, что план набережной был утвержден еще в 1873 году, к строительству приступили только в начале 1880-х, а в 1886 году намеченное осуществилось.

Первое время улицу называли «Предположенной», но в 1887 году переименовали в Пушкинский бульвар. Одновременно на противоположном берегу Учан-Су вдоль речки была возведена каменная на гидравлической извести стенка, длиною свыше 100 погонных сажень. Часть завоеванного таким образом у речки места отдавалась под склад строительных материалов, речь идет о будущей улице Гоголевской (ул. Гоголя).

Больным местом в благоустройстве города была Набережная. Она «…по ровности своей поверхности, по соседству с морем с его неисчерпаемым запасом чистого живительного воздуха, составляла главный сборный пункт приезжих», но при этом была почтовой дорогой, пыльной летом и грязной в дождливую погоду.

БЛАГОУСТРОЙСТВО ЯЛТЫ В 1870-1880 ГОДАХНа устройство набережной для пешеходов, отделенной от дороги деревьями, денег у города не было. Ему оставалось заботиться о возможно лучшем содержании того, что есть. Для этого изыскивали новые способы уборки грязи с шоссе, устроили правильную ежедневную поливку, удалили торговлю фруктами с берега моря и др.

В 1885 году ялтинский городской голова барон Андрей Львович Врангель отправил докладную записку Министерству путей сообщения, где изложил план превратить существующую на берегу улицу в бульвар со спусками к морю, что послужило бы упрочнению статуса города как лучшего российского курорта.

26 мая 1886 года в Гатчине председателем госсовета великим князем Михаилом Николаевичем было высочайше утверждено ассигнование сумм на расширение набережной в Ялте.

До начала строительных работ с помощью директора Никитского сада были выбраны породы деревьев для украшения набережной. Городской архитектор определил облик и обозначил расположение фонарей, скамеек, беседок и павильонов так, чтобы не закрывать ими панорамы моря и не стеснять гуляющих, закрепил место стоянки извозчиков в прилегающих улицах.

На благоустройство набережной за счет средств госказны, Министерства путей сообщения, оставшихся от строительства мола денег и личных средств барона Врангеля потратили 181 тысячу рублей.

Ялтинская городская дума в 1884 году контролировала внешний вид строящихся объектов (особенно на Набережной) и в случае их несоответствия обязывала застройщиков изменить фасады зданий.

Так, из выписки из протокола заседания думы от 3 августа 1884 года следует, что внешний вид купальни, построенной на Набережной госпожой Кожуриной, неудовлетворительный. Ялтинская дума обязала застройщицу изменить фасад купальни, заключить дополнительный договор об аренде городской земли и указала Управе усилить контроль за фасадами строящихся объектов.

Правила устройства улиц и тротуаров были введены на основании «Обязательного Постановления по строительной части для жителей города Ялты». «Каждый желающий возвести какую-либо постройку вновь, капитально исправить уже существующую, провести воду или устроить канализацию, испрашивает на то разрешение городской управы», для чего подает в управу заявление и проекты.

В Ялте разрешались строения от земли до крыши не выше восьми саженей и не выше чем три этажа, не считая мансардного и подвального этажей. Высота жилых помещений внутри не менее 4 с половиной аршин (3, 24 м).

Уделялось внимание не только функциональности строений, но и красоте их фасадов. Благодаря жестким требованиям и тому, что в Ялте работали первоклассные архитекторы, город к концу XIX века своей архитектурой напоминал южные европейский города. Как писал Вебер: «Резко бросалось в глаза большое сходство его с одним из любимейших городов Ривьеры – Канном».

Названия улиц, в виде особых надписей вывешивалось городской управой, а владелец дворового места обязан был разместить на видном месте надпись со своей фамилией и номером участка по улице.

БЛАГОУСТРОЙСТВО ЯЛТЫ В 1870-1880 ГОДАХВажный элемент благоустройства города - сады и скверы. В Ялте ситуация сложилась так, что к 1880-м годам постоянного населения было около 3000 человек, приезжих - в три раза больше, но не было мест для прогулок, негде было побывать на концерте, почитать газеты. Решить проблему как занять и чем развлечь отдыхающую публику удалось, устроив городской сад.

Его формирование началось в 1882 году, путем приобретения у графини Адлерберг участка земли, прилегающего к Набережной, с уже готовым парком. В течение многих лет город постоянно прикупал землю, расширяя его территорию, устроил здесь читальный зал, музыкальную раковину, театр.

Двумя годами раньше (1880) на средства, собранные по подписке, был открыт Александровский сквер, где можно было подышать морским воздухом, выпить кофе, кефир или кумыс.

Немаловажную роль в развитии Ялты, как курорта, сыграли строительство водопровода и канализации, устройство газового освещения улиц.

К 1886 году остро встал вопрос рационального удаления нечистот. Над городом постоянно висела угроза распространения инфекционных заболеваний, зловоние отравляло воздух. Французский инженер Жюньен разработал проект канализации, сметная стоимость которого составила 42318 рублей. И уже в апреле 1888 года был запущен городской канализационный коллектор. Именно в нашем городе была устроена первая в России канализация по раздельной системе.

БЛАГОУСТРОЙСТВО ЯЛТЫ В 1870-1880 ГОДАХВ 1886 году по указанию императора Александра III разрабатывается новый проект на строительство нового мощного каменного мола и каботажной набережной. Качество работ и всех инженерных решений контролировал опытный гидростроитель, ученый и краевед, генерал-майор А. Л. Бертье-Делагард.

Таким образом, нельзя не согласиться с В. А. Рыбицким, что в 70-80 гг. XIX века Ялта была самым динамически развивающимся городом Российской империи. Отмечая в 1887 году свой пятидесятилетний юбилей, Ялта, имевшая в 1867 году не более 25 лавок, к концу 1880-х годов насчитывала их более сотни.

Ялта имеет православную церковь и часовню, церковь лютеранскую, капеллу католическую, еврейский и караимский молитвенные дома, кроме того, свою газету «Ялтинский листок», типографию, книжно-газетную лавку, три фотографии, 5 гостиниц, 5 общественных купален, 2 нотариальные конторы, 15 постоянных врачей, 2 аптеки, 2 аптекарских магазина и т.д. Из промышленных предприятий в Ялте работали кирпичный и газовый заводы, фабрика искусственных минеральных вод, столярное заведение, бондарная и экипажная мастерские.

Неустанная работа городского начальства над благоустройством Ялты не прошла незамеченной в Российской империи. Итогом этой работы стало то, что на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге в 1893 году Ялта за санитарное состояние, благоустройство и организацию курортного дела была награждена малой золотой медалью.
Екатерина Матешко,
заведующая отделом истории Ялтинского историко-литературного музея







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа



Наша группа на FACEBOOK