История ялтинского тролллейбуса

«Рогатые», «тралики» - так любовно называли эти замечательные машины еще с десяток лет назад, когда троллейбус был основным средством передвижения, в том числе, и в нашем городе. Никто даже не замечал, насколько это удобно – практически в любое время дня и ночи (перерыв в движении составлял всего 4-5 часов) можно доехать троллейбусом в любую точку небольшого курортного городка.

Чешская "Шкода" на улицах Ялты. 1973г.Чешская "Шкода" на улицах Ялты. 1973г.Потом город разросся, появилось множество автобусов и «микроперевозчиков» и вдруг выяснилось, что троллейбус, наш любимый и верный друг на протяжении многих лет, кому-то мешает – то парковаться, то отстаиваться, да и вообще – кому он нужен, убрать из города и конец проблеме!

Строительство Ялтинского троллейбусного парка. Начало 1960-х гг.Строительство Ялтинского троллейбусного парка. Начало 1960-х гг.Но можно ли представить Ялту без троллейбуса? Предложите это массе льготников, которая каждый день упорно игнорирует кишащие «маршрутками» остановки в ожидании его, родимого! Ведь только за 2012 год ялтинский троллейбус перевез, представьте только, 22 млн. пассажиров, из которых 16 млн. – льготники!

Только что построенный троллейбусный парк. 1961г.Только что построенный троллейбусный парк. 1961г.Эти цифры немногим отличаются от благословенных лет «застоя», когда основная масса горожан в Ялте ездила именно на троллейбусе. Впрочем, похоже, что и сегодня, не смотря на обширный выбор иных транспортных возможностей, приоритеты населения не слишком изменились.

Обкатка первого троллейбуса в районе к/т "Спартак". 1961г.Обкатка первого троллейбуса в районе к/т "Спартак". 1961г. Попробуйте хотя бы мысленно пересадить всю эту массу народа на платный «бензиновый» транспорт – чем вообще тогда будет дышать бывший главный климатический курорт СССР и что скажут властям «социально незащищенные слои»? Словом, без троллейбуса нам, как в известном фильме, «и не туды, и не сюды».

Первый в Европе троллейбус был создан в 1882 году в Германии Вернером фон Сименсом. Опытную линию построили в городе Инстербург (ныне - Черняховск Калининградской области). А первая регулярная троллейбусная линия была открыта в предместье Берлина Галензее 29 апреля 1882 года.

Контактные провода первого троллейбуса располагались на достаточно близком расстоянии и от сильного ветра происходили короткие замыкания. «Рогатые первопроходцы» не имели штанг. Для поставки к троллейбусу тока использовалась специальная тележка, подсоединенная кабелем к проводам или имевшая собственный электромотор, с помощью которого она передвигалась впереди троллейбуса.
В России первый троллейбус был создан в 1902 году. Пятидесятипудовый экипаж предназначался для перевозки грузов. Однако тогда идея развития не получила и о грузовом троллейбусе забыли более чем на тридцать лет.

Первый советский троллейбусПервый советский троллейбусВ СССР мысль о постройке троллейбусной линии была высказана в 1924 году, но к ее реализации приступили лишь 9 лет спустя. Инициатором введения троллейбусного сообщения в стране стал Лазарь Каганович, имя которого и получили первые советские троллейбусы.

Сначала хотели приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты было решено самостоятельно построить 2 опытных троллейбуса в СССР. Первый советский троллейбус имел деревянный каркас с металлической обшивкой, кузов длиной 9 м, шириной 2,3 м и весом 8,5 т. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения (кресла были мягкие), зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Машины выкрасили в темно-синий цвет.

Регулярное движение первого и единственного на тот момент в СССР троллейбуса началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 г. в Москве от нынешнего Белорусского вокзала к сегодняшнему метро «Сокол». Троллейбус работал с 7 до 24 часов. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала за 30 минут.

Двухэтажный советский троллейбусДвухэтажный советский троллейбусЛетом 1937 г. из Англии, по заданию Хрущева, выписали двухэтажный троллейбус фирмы ЕЕС. По образцу этой машины Ярославский завод в 1938-1939 гг. создал 10 советских двухэтажных троллейбусов, которые были пущены при открытии ВДНХ из центра Москвы до территории выставки. Двухэтажный троллейбус пользовался огромной популярностью, однако, в связи с недоработкой некоторых технических характеристик, а также специфики транспортного сообщения, в СССР развития он не получил. «Двухэтажник» был предназначен для перевозки сидячих пассажиров, у нас же в часы пик в него набивалось такое количество народа, что поездка в подобном троллейбусе становилась практически невозможной. Кроме того, высота контактной линии для него должна была быть на 1 метр больше существующей в СССР, а переделывать всю сеть под «новичка» было экономически нецелесообразно.

Открытие троллейбусного движения в ЯлтеОткрытие троллейбусного движения в ЯлтеВ СССР была сделана ставка на строительство более вместительных, в том числе, совмещенных троллейбусов, рассчитанных на перевозку, в основном, стоячих пассажиров.

Ялтинский троллейбусный паркЯлтинский троллейбусный паркВ маленькой Ялте транспортная проблема, конечно, стояла не так остро как в больших городах. Здесь действовала вполне налаженная автобусная сеть. Тем не менее, первые десять удобных, красивых чешских троллейбусов «Шкода», появившиеся на улицах Ялты 28 апреля 1961 года, стали настоящим украшением города и огромным событием для него и его жителей. Эта дата и считается днем рождения Ялтинского троллейбусного парка

Первые водители ялтинских троллейбусовПервые водители ялтинских троллейбусовСтать водителем троллейбуса тогда было очень престижно. Обычные еще недавно парни, лихо крутившие баранку на извилистых улочках Ялты в автобусах и полуторках, превратились прямо-таки в лондонских денди. Старожилы вспоминают, что одеты они были в строгие темные костюмы с галстуками и белые рубашки, гордо восседали за штурвалом иностранных красавцев и бережно вели свои прекрасные машины по улицам Ялты. А первые ощущения о поездках в тех троллейбусах ялтинцы до сих пор переживают буквально со слезами на глазах – комфортно, удобно, красиво.

Ялтинский автотроллейбусный вокзал. 1963г.Ялтинский автотроллейбусный вокзал. 1963г.В течение двадцати с лишним лет, с 1961-го по 1982 год, количество троллейбусов из братской Чехословакии в городском троллейбусном парке постоянно увеличивалось и достигло 100 единиц, а перевозка пассажиров возросла до 25 млн. пассажиров в год!

Сегодня Ялтинский троллейбусный парк насчитывает 54 единицы подвижного состава: на линии по-прежнему выходят 27 троллейбусов «Шкода», к которым добавились 27 новых «Богданов».

Старая добрая "Шкода" на ялтинских улицах. 1970-е гг.Старая добрая "Шкода" на ялтинских улицах. 1970-е гг.К хорошему привыкаешь быстро, и если поначалу ялтинцы и гости курорта с замиранием духа входили в шикарные «Богданы» и, раскрыв рот, как дети, впивались в экран телевизора с мультяшными героями, то сегодня мы уже чувствуем себя европейцами – не торопясь поднимаемся по удобной ступеньке и попадаем в мир новых транспортных технологий. Часто при этом не слишком задумываемся о том, как живется коллективу, эксплуатирующему этот замечательный троллейбус – мечту и надежду ялтинских льготников - где берутся средства на его ремонт, на зарплаты и прочее при таком-то объеме бесплатных пассажиров!

Вспоминая 80-летие пуска в СССР первого троллейбуса, еще раз хочется напомнить, что только вместе с нашими любимыми "рогатыми" "траликами" Ялта сможет восстановить репутацию экологически чистого города и грамотно решить транспортную проблему города.

Статья опубликована в №7 альманаха "Старая Ялта" за 2013 год.







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK