ШЕДЕВРЫ МЕБЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В АЛУПКИНСКОМ ДВОРЦЕ

В XVII веке декоративный стиль барокко приходит на смену стилю ренессанс. Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли свое отражение в мебели, часть которой представлена в экспозиции Алупкинского дворца-музея.

Предметы обстановки стали очень сложными по форме с обилием украшений, разнообразными шаблонами карнизов, в которых преобладали лепка, витые колонны, подчеркивающие текучесть формы, в отличие от спокойных и четких линий стиля Ренессанс. Сюжетами резьбы и росписи служат купидоны, негры, гении, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, свернутые ленты. Обивают мебель преимущественно бархатом с крупным рисунком. Материал изготовления мебели – орех, дуб, черное дерево. Основные предметы обстановки - шкафы-кабинеты, мягкие кресла и стулья. Стиль барокко распространялся во всех странах Европы, в том числе и во Франции, где сложилась наиболее своеобразная форма барочного стиля, а мебельное искусство, с его изогнутыми формами, стало поистине искусством «большого стиля».

 Шкаф знаменитого французского мебельщика Андре Шарля Буля в кабинете Михаила Семеновича Воронцова Шкаф знаменитого французского мебельщика Андре Шарля Буля в кабинете Михаила Семеновича Воронцова Роскошная дворцовая мебель с инкрустацией эпохи Людовика XIV была также известна под названием мебели в стиле «Буль». Буль, Андре Шарль (1642- 1732), французский художник, один из главных законодателей вкуса в истории старинного мебельного искусства. Родился в Париже 11 ноября 1642 года. Обладал многогранным талантом: он и архитектор, и живописец, мастер художественной мебели, рисовальщик и гравер .

Первоначальное обучение получил в мастерской своего отца. В юности изучал изобразительное искусство, но увлекся столярно–мебельным ремеслом. Благодаря рано проявившемуся таланту, Буль был допущен в Академию св. Луки и прославился как искусный резчик по дереву, гравер, рисовальщик и позолотчик. Сильная, порой причудливая фантазия художника присуща Булю – и ровная уверенность ремесленника, в основании которой не только личное умение, но и особый «родовой» опыт .

Его может дать лишь длинная династия предков-краснодеревщиков, он как бы проникает в кровь, входит через детские впечатления от жизни отцовской мастерской. Никакое образование в более зрелом возрасте неспособно заменить такой опыт, оно может его лишь продолжить. В 1672 году Буль был назначен придворным мастером Людовика XIV, король выдал ему специальное разрешение на помещение в галереях Лувра.

Двадцати двух лет от роду Буль уже имеет звание мастера. После смерти придворного столяра Жана Масэ, он возглавляет мастерские в Лувре. А в 1679 году расширяет их, повышает качественный и художественный уровень производимой мебели. Он достигает такой славы, что Кольбер рекомендует 30-летнего мастера Людовику XIV в следующих выражениях: «В своем ремесле мастер Буль искуснейший во всем Париже». Буль также публиковал сборник «Новые эскизы мебели и украшений из бронзы и маркетри» и разработал для декора мебели самобытный вариант интарсии, заменив традиционные крупно-рельефные орнаменты плоскими наборами «маркетри».

Маркетри - это мозаика по дереву, декоративная техника, при которой однослойная фанера толщиной от 1 до 3 мм различных цветных пород дерева или другого материала приклеиваются к каркасу мебели. Маркетри в стиле «Буль» представляет собой отделку мебели медными вставками, оправленными в черепаху – т.н. техника «пике». Эту технику изобрел французский мебельный мастер Пьер Голль (его годы работы 1644-1684). Но названа она по имени того, кто ее успешно применял – Андре–Шарля Буля. С этой техникой он познакомился во Фландрии.

Отделка достигалась путем наклеивания близко друг к другу пластинок меди и панциря черепахи, на них помещался листок бумаги с рисунком, и с помощью маленькой пилочки выпиливался образец на самом материале. Вырезанный кусочек меди затем плотно пригонялся на место, оставленное панцирю черепахи.

Многие предметы обстановки Буля делались попарно: на одном использовалось медно-черепаховое маркетри, а на другом маркетри с противоположным рисунком, т.е. панцирь черепахи в меди. Иногда оба типа маркетри применяются на одном предмете, и условно делятся на мужской и женский тип. Рисунок маркетри чаще всего включал в себя цветочно-растительный орнамент - крупные симметричные мотивы стилизованной лозы.

Медные образцы обычно гравировались либо с завитками, либо с тенями для придания объемности. Панцирь черепахи окрашивался в красный или голубой цвет путём помещения под неё на мебельном каркасе раскрашенной бумаги.

В начальный период маркетри в стиле «Буль» - примерно с 1660 по 1680 год так же применялось олово, чёрное дерево и грецкий орех, но после 1680 года почти полностью перешли на медь и панцирь черепахи.

Интересно то, что эта техника находила применение в античном мире (известно по крымским раскопкам ), но расцвета достигла во Франции в XVII и XVIII вв., после изобретения фанеро-переклеечной техники и ввоза из экзотических стран драгоценных и редкостных пород разноцветного дерева. Здесь живописно сочетались разные сорта дерева, в том числе экзотические индийские и южноамериканские породы, использовались слоновая кость, перламутр, черепаховый панцирь, латунь, олово и серебро; мебель украшалась багетами из литой бронзы, обработанной огненным золочением и гравировкой.

После наложения фанеровки маркетри латунные участки гравировались, чтобы достичь детализации и эффекта глубины. Затем все протирали акульей кожей, которая по своей фактуре напоминает наждачную бумагу, и полировали смесью угля и масла. Этот состав заполнял выгравированные углубления, делая рисунок более выразительным.

Мебель Буль, простая по форме, несколько тяжеловесна и пресыщена орнаментацией. На её широких плоскостях, образующих панно, находит себе место богатая инкрустация. Середина панно нередко занята самостоятельной композицией.

Самого дерева в мебели Буль почти не видно под изобилием украшений. Эта мебель, имевшая большой успех при Людовике XIV, была широко распространена в продолжение всего XVIII века не только во Франции, но и в ряде других стран, и прославила имя мастера.

Парадный кабинет М.С. ВоронцоваПарадный кабинет М.С. Воронцова В собрании Алупкинского дворца – музея находится большое количество мебели, но особый интерес представляет именно мебель в стиле «Буль». Творческий путь мастера условно можно разделить на два этапа: ранний «буль» - эпоха правления Людовика XIV и поздний «буль» - эпоха Людовика XV.

Обращают на себя внимание строки из путеводителя по Алупкинскому дворцу и парку, написанного С. Д. Ширяевым, сотрудником довоенного музея, в 1927 году: «Очень хороши образцы знаменитого Буля в кабинете». Всего насчитывается восемь предметов мебели этого стиля: стол, два шкафчика-консоли, два рабочих столика, шкаф, шкафчик для писем и стол письменный. В парадном кабинете Алупкинского дворца демонстрируются шкафчики-консоли , стол письменный и шкаф .

Эта мебель выполнена в мастерской Буля, здесь широко используется инкрустация бронзой и панцирем черепахи, черного дерева, палисандра, орех.

Несомненный интерес вызывает шкаф, изображенный на литографии Одесского дворца Воронцовых, экспонируемый в парадном кабинете М.С. Воронцова, он был привезен в Алупку в 1900-х годах.

Сам шкаф из черного дерева, которое служит фоном для маркетри из бронзы, металла и панциря черепахи; на нем видны выступающие вперед четыре колонны, с капителями и базами из бронзы, внизу под ними четыре маскарона, шкаф имеет три дверки, центральная дверца украшена панно с маскароном и лиственным орнаментом – стилизованными листьями винограда, две боковые дверцы шкафа стеклянные.
Узор на шкафу сложный, фриз украшен бронзой. Верхняя доска покрыта черным лаком. Обрамление замочных скважин решено в классическом стиле.

Шкаф поставлен на восемь округлых, выточенных ножек, каждую ножку венчает капитель из позолоченной бронзы. Боковые стенки шкафа имеют украшения из полосок металла. Это «поздний Буль». Шкаф предназначался для хранения книг.

Обостренный интерес Буля к композиционным решениям виден в формах и пропорциях инкрустации, изображении кариатид, маскаронов на мебели из собрания дворца-музея, например, ножки столов Буль одевает в бронзовые «башмачки». Мебельщики того времени не делали ничего подобного. Словом, мебель в стиле «Буль» интересна и многогранна. Недаром она заняла достойное место в интерьерах одного из самых романтичных дворцов Южнобережья.

Несмотря на то, что почти все королевские дворцы и палаццо богатейших аристократов того времени украсились работами Буля, он, будучи сам страстным любителем и собирателем редких гравюр и художественных вещей, всегда сильно нуждался, а пожар 1720 года, уничтожив значительную часть собранных им сокровищ и работ, совсем подорвал благосостояние его мастерской. Тем не менее, умер Буль в блеске славы, окруженный почетом, в возрасте 90 лет, в 1732 году. Мастерская его существовала еще несколько десятилетий. Он оставил четырех сыновей, продолжавших его дело, но не унаследовавших его таланта. Имя Буля носит муниципальная школа, оно внесено в таблицу на Бирже труда в Париже среди имен художников, наиболее прославивших Францию .

Среди преемников его искусства наиболее значителен немецкий мебельщик Ж.Ф. Эбен, приглашенный в 1751 году в его мастерскую. Изделия Буля вызвали массу подражаний в разных странах Европы. Буль был единственным мебельщиком, никогда не выходившим из моды.
Позже в мебели «буль» черепаха заменялась мастикой, целлулоидом, или подкрашенной под черепаху смолой. Но, даже, несмотря на грубейшую имитацию, предметы выдержанные в стиле знаменитого мебельщика XVII века, выглядят роскошно и украшают собой любой, пусть даже самый современный интерьер. По сей день мебельные фирмы, такие как Silic Giemme, продолжают производить мебель в стиле «буль», не уступающую по красоте дворцовой, но с применением современных материалов и технологий, возрождая и создавая новые высокохудожественные изделия.

Ася БРОННИКОВА, старший научный сотрудник КРУ "АДПМЗ"

Опубликовано в №6, август, 2013г., альманах "Старая Ялта"


Примечания.
1 Д. Кес. Стили мебели. Будапешт, 1981. ,С.114-116.
2 Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Артия. Прага, 1980.
3 Стили в мебели. Сварог и К., 2000.
4 Мир вечной красоты. Королевские Дворцы. Под ред. М. Морелли., М., 2003.
5 Шкафчики-консоли. 111 Х 77 Х 43. Палисандровое дерево, мрамор, металл, черепаший панцирь. XIX в. Франция, возможно мастерская Ш. Буля. Инв. №№ 272 и 273.
6 Стол письменный. 74 Х 127 Х 76. Палисандровое дерево, металл, бронза, черепаший панцирь. Франция, ХІХ в. Инв. № 270.
7 Шкаф книжный кабинетный. Стиль Буль. Дерево, металл, черепаший панцирь. 103 Х 227 Х 55. Франция, ХVШ в. Инв. № 274.
8 Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. Москва. Советский художник.1991 год.
9 Виктор Власов. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 1. – СПб.: ЛИТА , 2001.


ЛИТЕРАТУРА
1. Д. Кес. Стили мебели. Будапешт, 1981.-С.114-116.
2. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Артия. Прага, 1980.
3. Стили в мебели. Сварог и К., 2000.
4. Каталог выставки. Стиль и эпоха в декоративном искусстве, 1820-1890гг. СПб., 1996.
5. Русское наборное дерево XVIII века. М., Сов. Россия. 1989.
6. Валерий С. Турчин. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001.
7. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М., Советский художник. 1991.
8. Виктор Власов. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства в 8 т. Т.1. СПб., ЛИТА, 2001.







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK