ГОЛЛАНДСКИЙ КНЕХТ НА ЯЛТИНСКИЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Часто ли, проходя по центральной улице Ялты, Набережной, мы вглядываемся в ее детали? Например, многие ли замечали странноватое покосившееся сооруженьице, похожее на тумбу для швартовки кораблей или привязь для лошадей, которое скромно примостилось в самом центре Набережной, на куртине аккурат напротив магазина «Жемчуг»?


ГОЛЛАНДСКИЙ КНЕХТ НА ЯЛТИНСКИЙ НАБЕРЕЖНОЙДействительно, его редко кто замечает, мало кто обращает на него внимание. А зря, ведь это – самая настоящая живая история, малоприметные детали которой, не смотря ни на какие исторические варварства, по-прежнему бережно хранит для потомков наш любимый город – Ялта.

Странное сооруженьице примостилось за книжным киоском на Набережной Если на Набережной стать спиной к дверям ювелирного магазина «Жемчуг», за находящимся впереди книжном киоском, среди зелени газона, можно разглядеть старый кнехт.
Внимательный путешественник обязательно остановится возле этой необычной «малой архитектурной формы» и, вне всякого сомнения, задастся вопросом: для чего она находится здесь, в «сердце» центральной городской улицы, где нет ни лошадей, ни кораблей, а только гуляющая курортная публика?

Оказывается, не все так просто! Сегодня, действительно, в этом месте фланируют отдыхающие, но совсем недавно, еще каких-то 50-60 лет назад к этой «тумбе», по-научному называемой «кнехтом» (от нидерл. knecht - тумба-прикол на причале, пристани - ред.), … швартовались корабли. Кроме того, во многих приморских городах, в том числе в Ялте, подобные «тумбы» также приспосабливали как коновязь для "швартовки" лошадей.

Кнехт Наш кнехт похож то ли на покосившуюся урну, то ли на скособоченный старый пень. Он выкрашен зеленой краской, в верхней части металлическое покрытие изъязвлено и открывает свое внутреннее бетонное содержимое.

ГОЛЛАНДСКИЙ КНЕХТ НА ЯЛТИНСКИЙ НАБЕРЕЖНОЙПрочное расположение кнехта в грунте позволяет предположить его давнюю историю. Известно, что в 1887 г. в Ялте было начато строительство капитального каменного мола и набережной под общим руководством инженер-генерал-майора Александра Львовича Бертье-Делагарда. Впоследствии, также под руководством А. Л. Бертье-Делагарда, мол и набережная были удлинены, число причалов возросло.

Береговая линия была приподнята, укреплена каменными блоками и обнесена металлическими перилами, похожими на борт корабля.

Городской яхт-клуб В районе нынешних 4-го и 5-го причалов в ту пору располагался городской Яхт-клуб. Видимо тогда и появился этот кнехт, честно служивший городу и кораблям вплоть до начала 1960-х годов. А при строительстве в 1961 году нижней ялтинской набережной прочно засевшую на берегу тумбу не захотели (но скорее - не сумели!!!!) удалить с «насиженного» места.

В начале1960-х, когда строились 4-й и 5-й причалы, кнехт был высотой около метра. Позднее это место засыпали вровень с новым причалом под клумбу и кнехт практически «утонул» в ней.

Меньше повезло еще одному кнехту, располагавшемуся недалеко от бывшего гастронома №1 – его смогли удалить с Набережной.
Ну а «наш» кнехт, к счастью, пока еще на месте - эта маленькая страничка ялтинской истории по-прежнему жива и возвращает нас во времена прежней Ялты.

Сегодня это - наше достояние и наша история.

По материалам краеведа В.П. КУРГУЗОВА, информации д.м.н., проф. В.В. ЕЖОВА, рассказам ялтинских старожилов.







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK