СНОВА ВЪ ШКОЛУ

Какой была система образования в дореволюционной Ялте?
Каков путь ее становления, в каких школах учились наши прабабушки и прадедушки?


Первыми учителями на Руси можно считать священников - именно среди них было больше всего грамотных. Во времена Петра I были заложены основы государственной системы народного образования. К концу его царствования в России уже было создано 26 училищ для детей священнослужителей, 51 народная и 59 гарнизонных школ. Первыми светскими учителями стали воспитанники морской и артиллерийской Московской и Санкт-Петербургской школ. В ноябре 1779 года при Московском университете был учрежден первый бакалаврский институт, выпускники которого преподавали два-три и более предметов.

К 1917 году в России существовало уже 58 учительских институтов, в которых занимались примерно четыре тысячи человек. Студентам преподавали закон Божий, педагогику, геометрию, землемерие, русский и церковно-славянский языки, русскую историю, географию, чистописание, пение и ремесло. Институты благородных девиц, педагогические классы в училищах и гимназиях, женские епархиальные училища существенно пополняли ряды преподавателей начальной школы и домашних учительниц.

В Таврической губернии более или менее системно народное образование начинает организовываться в 1860-х годах, а практически первым учебным заведением здесь стало основанное еще в 1804 году училище садоводства и виноделия.

По степени грамотности населения Таврида занимала третье место в Российской империи после Московской и Петербургской губерний. К 1861 году здесь насчитывалось 984 школы. В Ялте при населении в 4356 человек было 6 школ, в которых обучались 307 детей – самый высокий уровень в губернии. Город тратил на образование 6,5 процента своего бюджета. В Ялте также был самый высокий в губернии процент учащихся девочек. Ялтинский уезд лидировал и по общему числу учащихся: 39 процентов в отличие от степных районов, где учились 20-25 процентов ребят.

Около 60 процентов преподавателей имели специальную педагогическую подготовку, окончив учительские семинарии, институты и курсы, 10 процентов были выпускниками гимназий, реальных училищ и пр., оставшиеся 30 выдержали экзамен на звание народных учителей.

Учителя в Ялтинском уезде, как правило, имели более высокое жалование, чем учительницы: 412 руб. у учителей и 350 – у учительниц, второй по губернии показатель. Помимо жалования, педагоги также получали казенные квартиры, дрова для отопления, а в сельской местности – 1-2 десятины земли.

При большинстве школ имелись библиотеки. Особой популярностью у читателей пользовалась историко-географическая литература, около 60 процентов общем объеме прочитанных книг. Религиозно-нравственные издания читали 22 процента учащихся, на третьем месте шла естественноисторическая литература с 13 процентами, а оставшиеся 5 процентов приходились на художественную (4 процента) и юридическую (1 процент) литературу.

14 сентября 1876 года в Ялте открылись мужская и женская прогимназии, ставшие основными учебными заведениями города. В 1892 году мужской прогимназией заведует статский советник А.Ф. Преображенский, здесь работают 12 преподавателей, женской – В.К. Харкеевич (бессменная ее начальница, несмотря на средне-специальный статус «домашней наставницы», вплоть до событий 1917-го года), преподают 6 учительниц. Принимали в 1 класс с 9-12 лет. Почетным попечителем мужской прогимназии являлся известный благотворитель, владелец Форосского имения А.Г. Кузнецов, женской – княгиня З.Н. Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон.

При городском детском приюте была организована воскресная школа, попечительницей которой стала Е.И. Рыбицкая, дочь И.К. Айвазовского.

К 1898 году ялтинские мужская и женская прогимназии получили статус гимназий, официально перейдя от 4-хклассного образования к 6-тиклассному. Мужская гимназия была поименована, в честь императора, в Александровскую. Были введены должности врачей, в женской доктором служила А. И. Эккерт-Эшлиман, родственница первого архитектора города К.И. Эшлимана. В число преподавателей женской гимназии вошел будущий городской архитектор, а пока «свободный художник» Л. Н. Шаповалов. Законоучитель в женской гимназии – «народный батюшка» отец Сергий Щукин.

Преподаватели гимназий входили в ядро интеллигенции города. Одна из учительниц, выпускница Московской консерватории, преподаватель музыки и пения женской гимназии Вера Ефимовна Голубинина в ту пору познакомилась с Чеховым. Бывая в Москве, она передавала его близким мелкие посылочки от Антона Павловича и благодаря его протекции посещала спектакли МХТ.

Успешно развивалось начальное образование. Воскресная школа при ялтинском детском приюте в 1898 году становится училищем «с программой городского». Функционирует оно под патронатом городского Благотворительного общества, работать здесь почитают за честь дамы из благородных семейств. Попечительницей была дворянка Зинаида Аполлоновна Таргонская, супруга гласного городской думы, земского деятеля, члена ялтинской санитарной комиссии Станислава Таргонского, надзирательницей - почетная потомственная гражданка Наталия Федоровна Карталова.

Известно, что З.А. Таргонская, в отличие от многих других представителей дворянского сословия Ялты, после революции сумела найти себя в новой жизни. Она переехала в Москву, работала в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени Сталина - учебном заведении Коминтерна, жила вместе с дочерью в престижном доме для партноменклатуры в Трубниковском переулке, занималась, как и Е. Пешкова, вопросами репрессированных, помогая многим знакомым облегчить содержание в сталинских лагерях.

В начале 1900-х годов народное образование Ялты поднимается на следующую ступень: растет количество учеников и преподавателей обеих гимназий, расширяется штат преподавателей училища садоводства и виноделия при Никитском саде, где врачом служил Платон Федорович Фролов-Багреев, брат известного ялтинского нотариуса А.Ф. Фролова-Багреева. Открываются городские Кирилло-Мефодиевское и Пушкинское училища, в которых обучали грамоте и рукоделию.

А.Г. ГотлибА.Г. ГотлибВ 1903 году меняется директор мужской гимназии. На должность заступает 37-летний Артур Генрихович Готлиб. Выходец из бедной семьи из, он сумел окончить историко-филологический факультет Новороссийского университета, написав на золотую медаль работу «О военном устройстве Византийской империи». Преподавал историю и латинский язык в гимназиях, учредил в Петербурге ставшие популярными Курсы латинского языка. Участвовал в комиссиях по улучшению средней школы, для Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона написал около 100 статей по всеобщей истории и педагогике. Не всякий профессор мог похвастаться таким научным багажом!

Уже служа директором ялтинской мужской гимназии, А.Г. Готлиб создал несколько фундаментальных работ по мировой истории. Говорят, что во время пребывания в Ливадии императорской семьи, Готлиб участвовал в воспитании наследника и «сиживал с императором за одним столом». После революции он …возглавил курсы политработников в Одессе и занялся реорганизацией системы высшего образования Советской России. До конца жизни преподавал в вузах. Умер в 1960-м году.

Не менее интересной была фигура законоучителя мужской и женской гимназий выпускника Казанской духовной академии протоиерея Георгия Ивановича Чиннова. Внешностью похожий на философа Сократа и на Св. Николая, в Ялте он был известен как талантливый проповедник. После революции, с 1918 по 1932 год, служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах в Москве, был очень почитаем. Привлекал прихожан истовым богослужением и своими проповедями, каждую воскресную проповедь заканчивал исповедью.

В 1910 году на место А.Г. Готлиба в мужской гимназии приходит не менее значительный и талантливый педагог Николай Михайлович Гутьяр - известный литературовед, выпускник Московского университета, исследователь биографии и творчества И.С. Тургенева, автор первой хронологической летописи жизни Тургенева. (После революции он жил в Краснодаре, преподавал в Краснодарском пединституте).

Ученицы Ялтинской женской гимназии на уроке гимнастикиУченицы Ялтинской женской гимназии на уроке гимнастикиПродолжает укрепляться педагогический коллектив женской гимназии. Теперь председателем педагогического совета здесь, вплоть до 1917 года, будет являться директор мужской гимназии. Здесь также служат уже шесть преподавателей-мужчин, почти сплошь статские и надворные советники, дамы переходят, в основном, в разряд «домашних учительниц» и «домашних настоятельниц» - преподавателей профессиональным рангом пониже. Зато в гимназии появляется собственный доктор философии Елизавета Францевна Галлер.

К 1910-му году в Ялте работают несколько народных училищ: 1-е и 3-е Пушкинские, Кирилло-Мефодиевское (попечитель - Артемий Петрович Еленев, владелец имения «Туфелька» (нынешняя территория ДО «Актер»), будущий городской голова Ялты), Чеховское, Соболевское с женской профессиональной школой при нем, имевшей целью «практическое обучение белошвейному, портновскому и кулинарному ремеслам».

При соборе Александра Невского строится церковно-приходская школа имени наследника цесаревича Алексея. Заведовал школой отец Александр Терновский, протоиерей Александро-Невского собора, благочинный Ялтинского округа, председатель уездного отделения Таврического епархиального училищного совета, член Таврической ученой археологической комиссии. Его дочь Наденька была довольно близко знакома с Чеховым, ее в шутку даже называли «невестой» Антона Павловича.

С 1911-го года на посту его сменил отец Николай Владимирский, который был настоятелем Александро-Невского собора до 1920 года и законоучителем женской гимназии. В самые тяжкие дни 1980-1920 гг. он объединял вокруг себя верующих: «Ежеминутно готовые принять смерть,- вспоминал очевидец, - они с верою внимали словам отца Николая Владимирского, спокойно и бесстрашно, как и в мирные дни, проводившего богослужение в храме, наполненном беженцами из окружающей собор части города».

С 1901 года в Ялте также работало 4-хклассное Гоголевское училище («прадедушка» нынешнего Крымского гуманитарного университета). Ялтинское Высшее начальное городское Гоголевское училище было открыто 10 сентября 1901 года сначала на 3 класса. 1 января 1913 получило статус «высшего начального» - к этому времени здесь обучались 150 детей разных сословий. Имелся отдельный преподаватель бухгалтерии и собственный врач. Инспектором училища был надворный советник Д. Г. Деревянко – управляющий инспекцией народных училищ Ялтинско-Севастопольского района, а почетным смотрителем - известный ялтинский нотариус А.Ф. Фролов-Багреев.

О. Леонид КолчевО. Леонид КолчевВ училище работали семь преподавателей, Закон Божий вел отец Леонид Колчев, еще одна значительная личность. Выпускник Тамбовской семинарии, ко времени работы в Ялте 40-летний отец Леонид уже был известен своей активной деятельностью на ниве народного образования. Скромный уездный батюшка из Моршанска, в начале 1900-х годов он был переведен в императорское имение Ореанда, в 1909 году заочно окончил курс Московской духовной академии. Не смотря на то, что к этому времени отец Леонид уже числился в штате придворного духовенства, он продолжал активную деятельность в сфере ялтинского образования, преподавая в Гоголевском и Соболевском училищах. Эмигрировав после революции, стал духовником вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а после ее кончины - Великой княгини Ольги Александровны.

Интересный пример представляло собой земское образование Ялты. Аутская земская школа являлась «смешанно-инородческой». Здесь, помимо светских педагогов, одновременно служили законоучитель дьяк Иван Литвинов и магометанский вероучитель Ягья Эфенди.

В городе также работало довольно крупное земское народное училище, где преподавали девять учителей – почти как в гимназии! Большое внимание уделялось гуманитарным наукам и изящным искусствам: помимо трех учителей по общим предметам, работали четыре преподавателя музыки, а также учителя пения, рисования и рукоделия.

Профессиональное образование юные ялтинцы получали в 7-классном коммерческом частном училище 2 разряда А.Н. Зеленской, где преподавали десять педагогов, с начальным училищем при нем, Аутской низшей ремесленной школе, заведовал которой крестьянин И. А. Клюев, а работали два мастера-техника и кузнечный мастер, и в Аутской ремесленной 4-хклассной школе (завед. инженер-электрик П.С. Рожанковский, два преподавателя - мастера-техника и три учителя по общим дисциплинам).

Гимназисты в спортзале Ялтинской мужской гимназииГимназисты в спортзале Ялтинской мужской гимназии1913-й год ознаменовался очередной сменой директора мужской гимназии. Им стал 50-летний Иван Юрьевич Сабин-Гус, уроженец Ялты, выпускник исторического факультета Петербургского университета, много лет занимавшийся общественной деятельностью, член многочисленных государственных и общественных комиссий Крыма, отец троих детей. (Расстрелян большевиками в Ялте в 1920 г.).

К 1914 году штат преподавателей мужской гимназии увеличился до 17 педагогов, здесь было 8 основных классов, 2 параллельных (при 7 и 8-м), имелся собственный пансион для иногородних учащихся. В женской гимназии имелось 7 основных и один дополнительный, 8-й, педагогический класс, дававший свидетельство «домашней учительницы», работали 15 преподавателей, 8 классных дам, классных наставниц и классных учительниц, сразу три врача и обучалось 329 учениц.

Преподававшиеся предметы подразделялись на обязательные и дополнительные (необязательные). К обязательным относились: с 1 по 7 класс – Закон Божий, русский язык и словесность, математика; с 1 по 4 класс – география и чистописание; с 3 по 7 класс – естественная история и физика, рукоделие и история. Необязательными предметами считались немецкий и французский языки, рисование и в 7 классе – педагогика. За изучение необязательных предметов взималась дополнительная плата.

В 8-й, дополнительный, класс без экзамена принимались ученицы женских гимназий с положительными аттестатами, а также успешно окончившие другие женские учебные заведения. В 8-м классе также изучали общие обязательные предметы – Закон Божий, педагогику, методику начального обучения русскому языку и арифметике, гигиену – и специальные предметы на выбор, по которым затем присваивалось звание домашней наставницы или учительницы.

Частные женские гимназии также присваивали эти звания своим выпускницам при успешном окончании ими курса. К этому времени в Ялте начала набирать популярность частная гимназия Веры Георгиевны Фьерфор на ул. Боткинской,10, где учились, в основном, дочери состоятельных ялтинцев.

Правила для учащихся гимназий были довольно суровыми: во время уроков они были «обязаны сидеть прямо, хотя бы и прислонялись к спинке скамьи, не облокачиваясь и не разваливаясь». Ссоры и брань строго воспрещались. «Виновные могут подвергнуть себя немедленному исключению из учебного заведения». «Ученицы даже с родителями не могут оставаться в публичных садах после 21 часа вечера».

Греческая приходская школа выросла в училище греческого благотворительного братства, в котором преподавали 5 «турецко- и греческо- подданных». Открываются Штангеевское городское училище, мужская воскресная школа, курсы «для взрослых обоего пола», заведовала которыми С. В. Дараган, основательница и заведующая организованными в ее доме яслями «Детский денный приют «Ясли-Заречье», императорское Ливадийское 2-хклассное училище, Ай-Данильская школа удельного ведомства.

В окрестностях работают земские училища: алупкинские русское и татарское, аутское русское, гурзуфские русское и татарское, гаспринское татарское, симеизские русское и татарское, ялтинское, а также начальные школы практические в каждом селении побережья. Церковно-приходские школы работали в Алупке, Аутке, Байдарах, Кореизе, Никите.

В 1914 году в Ялте открылось городское коммерческое училище, директором которого стал видный общественный деятель Ялты, ученый, историк В. В. Нейкирх. Виктор Викторович также являлся председателем правления Горного клуба, гласным ялтинской городской Думы. В 1917 году он активно работал над вопросом открытия в бывших дворцовых зданиях Ливадии Крымско-Ялтинского университета.

В 1920-м году В.В. Нейкирх сыграл большую роль в сохранении Ай-Тодорской коллекции В.кн. Александра Михайловича и ценностей музея Горного клуба. Являлся также председателем Ялтинского отделения Российского общества по изучению Крыма (РОПИК). В 1930-е годы переехал на жительство в Московскую область, работал преподавателем, продолжал писать учебники и научные статьи по истории. В конце 1930-х был репрессирован.

Такой, вкратце, была история становления народного образования в Ялте.

Лариса Лысова - по архивным материалам и историческим справкам.







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK