История ялтинского автовокзала

Ялтинский автовокзал - центральный транспортный узел Южного берега Крыма. В силу ландшафтных особенностей на ЮБК отсутствует железная дорога, но существует хорошо отлаженная сеть автомагистралей, для которых автовокзал Ялты стал связующим звеном не только с Крымом, но и со всей Российской Федерацией, а также странами СНГ.

Ялтинская набережная - обычная проезжая дорогаЯлтинская набережная - обычная проезжая дорогаПотребность в перевозках на ЮБК существовала всегда. Особенно актуальной она стала после 1861 года, когда, с приобретением императорской фамилией Ливадии, Ялта начала превращаться в модный курорт.

Вслед за царем на юг тогда двигалась вся свита, а также многочисленные искатели императорских щедрот. Все эти группы людей надо было как-то доставлять в город. Самым популярным, но и самым дорогостоящим был морской путь: поезда прибывали в Севастополь, а оттуда путешественников доставляли в Ялту на кораблях. Однако для тех, кто победнее, существовали и сухопутные маршруты из Севастополя и Симферополя в Ялту на мальпосте – в почтовой карете, перевозившей пассажиров и легкую почту. Популярен также был и маршрут, соединявший Ялту с Бахчисараем.

Почтовая станция в ЯлтеПочтовая станция в ЯлтеЯлтинская почтово-мальпостная станция и контора находились на склоне Поликуровского холма на углу Почтовой и Массандровской улиц в казенном доме, рядом с гостиницей «Эдинбург». Они входили в общую сеть почтовых станций Крыма. Потому и сама улица называлась Почтовой.

Ресторан на трассе Симферополь - Ялта на месте бывшего постоялого двораРесторан на трассе Симферополь - Ялта на месте бывшего постоялого двораОт Симферополя до Ялты было 90 верст, до Севастополя - 84 в., до Бахчисарая - 74 в. К началу ХХ века в каждый из этих городов было проложено прекрасное по тем временам шоссе. На севастопольском и симферопольском направлениях были устроены почтовые тракты, то есть, дороги были шоссированы, по пути имелись почтовые станции (постоялые дворы) и верстовые столбы. Кстати, на основе некоторых постоялых дворов уже в советские годы были открыты придорожные рестораны. По таким трактам перевозки пассажиров, грузов и почты осуществлялись круглогодично.

Прообраз современных автобусов, пассажирский мальпост, представлял собой летом – открытый омнибус (многоместная, на 15 — 20 мест, повозка на конной тяге), зимой – закрытый. Мальпост отправлялся ежедневно, в 8 часов утра, с ялтинской почтовой станции на Симферополь через Алушту, на Севастополь – через Байдарские ворота. Проезд в Симферополь стоил: в I классе (лицом к лошадям) - 6 руб., во II кл. (спиной к лошадям) - 5 руб.; в Севастополь: I кл. - 5 руб. 50 коп.; II кл.- 4 руб. 50 коп.

Весна 1910. Извозчий экипажВесна 1910. Извозчий экипажКроме того, существовал индивидуальный подход к перевозкам. На ялтинской почтовой станции можно было в любое время получить лошадей на Симферополь, Севастополь и на все промежуточные станции. Цены на такие перевозки, конечно, были гораздо выше и колебались от 8 до 30 рублей.

Время в пути до Симферополя «с перепряжкой на станциях и с остановкой для обеда в Алуште» и до Севастополя «с перепряжкой на станциях и с остановкой для обеда у Байдарских ворот» составляло 10 - 12 часов.

Дорога на БахчисарайДорога на БахчисарайДорога на Бахчисарай была менее хорошо устроена, поэтому мальпосты по ней не ходили. Вместо них курсировали извозчичьи экипажи «с платой 18 - 25 рублей».

Помимо междугороднего в Ялте существовало и пригородное транспортное сообщение.

В Алупку омнибусы отходили 3 раза в день, но не от почтовой станции, а непосредственно от Полицейского моста (мост возле гостиницы «Крым» и Клуба моряков), что позволяло разгрузить напряженную транспортную развязку возле мола. Время отправления омнибусов было 9.30, 12.00, 17.00. В Гурзуф омнибус ходил два раза в день – в 9.30 и в 16.00. Стоимость проезда составляла 50 коп. Кстати, двигались омнибусы в сторону Алупки и Севастополя непосредственно по набережной, которая в те годы была обычной проезжей дорогой.

Пригородный маршрут в Никитский сад проходил мимо санатории Александра IIIПригородный маршрут в Никитский сад проходил мимо санатории Александра IIIК Никитскому саду по нижней дороге дважды в день, в 11.00 и в 17.00, ходили так называемые «трам-линейки», в которых, лицом к улице, спиной к спине, сидело 6–8 пассажиров, а на запятках часто стоял кондуктор. У них было свое место отправления – от таможни (район нынешнего нового здания отеля «Бристоль»). Проезд стоил 30 копеек.

С 8 утра каждый день также осуществлялось постоянное сообщение посредством линеек между Верхней Ауткой и Исаром. Стоимость проезда составляла 25 коп.

Из центра города до Верхней Аутки, по городским улицам, а также в Дерекой можно было в любое время добраться на постоянно курсировавших линейках и омнибусах за 5 копеек.

Тюменский купец Жернаков за рулём омнибуса в Ялте. 1909 годТюменский купец Жернаков за рулём омнибуса в Ялте. 1909 годС развитием электрического транспорта предполагалось построить в Ялте трамвайные пути с центральным вокзалом в парке Эрлангера (нынешний парк Дома творчества писателей, район улицы Манагарова), однако в связи с недостатком финансов и начавшейся Первой мировой войной эта идея не была осуществлена.

В то же время, все большей популярностью стали пользоваться как частные автомобили на бензиновых двигателях внутреннего сгорания, так и подобный же общественный транспорт. Огромный фурор в Ялте, например, произвел в 1909 году тюменский купец Жернаков, который прибыл за рулем бензинового омнибуса непосредственно к подъезду гостиницы «Ореанда».

Автовокзал на площади РадинаАвтовокзал на площади РадинаВ 1950-е - начале 1960-х годов ялтинский автовокзал размещался по-прежнему в районе бывшей улицы Почтовой и мола, но чуть ниже, чем раньше, - на площади Радина. Оттуда отправлялись городские, пригородные и междугородные автобусы. Там же базировались и первые советские дизель-троллейвозы, сконструированные УкрНИИпроектом в 1961 году для технического обслуживания автобусных и троллейбусных трасс ЮБК. До сегодняшних дней старое здание отлично сохранилось и располагается недалеко от железнодорожных касс.

Автобус из Дерекоя идет по улице Московской на автостанцию на площади РадинаАвтобус из Дерекоя идет по улице Московской на автостанцию на площади РадинаС развитием города скопление большого количества автотранспорта в непосредственной близости от Массандровского пляжа, в самом центре города, перестало удовлетворять условиям курорта. Сегодня сложно представить, но еще каких-то 50 с небольшим лет назад интенсивное двустороннее движение автобусов можно было наблюдать на улице Московской, что, конечно, не способствовало улучшению климатических условий ялтинского региона.

Новое здание Ялтинского автовокзалаНовое здание Ялтинского автовокзалаСо строительством новых автотрасс на Симферополь и Севастополь в начале 1960-х годов в Ялте также были проложены новые транспортные артерии, среди которых – обводная дорога, соединившая трассы Симферополь – Ялта и Ялта – Севастополь без заезда непосредственно в черту города. А на «смычке» этих трасс в 1966 году по проекту архитектора Г.В. Чахавы возвели новое современное и удобное здание автовокзала.

Перед проектировщиками стояла довольно сложная задача: сильно пересеченная местность, протекающая тут же горная речка Дерекойка, от которой можно было ожидать всяких каверз… Руководитель проекта Г.В. Чахава «посадил» здание между речкой и холмом, развернув большой «аквариум» на юг. Платформы автовокзала расположены в двух плоскостях, что исключает возможность скопления большого количества транспорта. Одновременно была устроена развязка дорог перед вокзалом.

История ялтинского автовокзалаАвтовокзал был открыт 16 декабря 1966 года к 50-летию советской власти и стал, по признанию специалистов, лучшим в Крыму. А символом обновленного автобусного сообщения в Ялте явился приход в город ярких венгерских «Икарусов», которые на долгие годы обеспечили комфортное автобусное сообщение между Ялтой и другими населенными пунктами Крыма и СССР.

Сегодня ялтинский автовокзал является центральным транспортным узлом Южного берега Крыма. Отсюда отправляются автобусы как пригородных, так и междугородных, а также международных маршрутов. В его систему также входят четыре пригородных автостанции. Ежегодно перевозится несколько миллионов пассажиров.







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK