Ялта XIX века в путеводителях и описаниях путешественников

(Из коллекции книг И.М. Саркизова-Серазини).
В этом очерке речь пойдет о Ялте, память о которой хранят старые путеводители, путевые заметки, свидетельства известных путешественников, сохранившиеся в библиотеке И. М. Саркизова-Серазини.


За долгую историю Ялтинского историко-литературного музея, а в 2012 году он отпраздновал свое 120-летие, в фонды поступило более 160 тысяч экспонатов. Среди них заметное место занимают книги и документы из библиотеки Ивана Михайловича Саркизова-Серазини.

И. М. Саркизов-Серазини. Фото из фондов ЯИЛМИ. М. Саркизов-Серазини. Фото из фондов ЯИЛМРодился он в Ялте 18 июля 1887 года в семье рыбака, стал известным ученым, одним из основоположников лечебной физкультуры и спортивной медицины в СССР, доктор мед. наук, профессор, засл. деятель науки РСФСР.

Был награжден многими орденами и медалями. Автор учебников, писатель, коллекционер. Собрал замечательную библиотеку и коллекцию картин. В 1960 году И.М. Саркизов-Серазини передал в дар государству около 100 полотен известных русских художников XIX века и около 10 тысяч книг и рукописей.

В этом же году он передал в наш музей книги, брошюры, фотографии, в основном касающиеся истории ЮБК и представляющие огромную ценность. Даже в таком небольшом количестве все эти книги очень редки и представляют огромную ценность. Среди них путеводители, конволюты (сборники, в которые вклеены редкие статьи, очерки, фотографии и открытки ЮБК), личные книги автора, краеведческий материал, художественная литература. Все книги Иван Михайлович подписывал и ставил дату, например: «Из библиотеки профессора И.М. Саркизова-Серазини. Москва 1918 г.».

Самая ранняя книга, которую профессор передал в фонды нашего музея - «Обозрение Южного Берега Тавриды» Владимира Богдановича Броневского. Тула. 1822 г. «Невозможно верить, чтобы столь небольшая деревня была некогда Ялита, известная в древности обширною торговлею и многолюдством. На крутой горе, у подошвы коей расположена Ялта, видны развалины крепости, разрушенной бывшим в XV веке землетрясением», - так начинает автор описание Ялты. - «Не смотря на видимую незначительность, Ялта есть средоточение торговли южной Тавриды. Оная производится, по обычаю непросвещенных, самым простым образом - меною». Еще об одном интересном факте говорит автор: «…. осматривали мы остатки Греческого монастыря Св.Іоана».

Об этом монастыре упоминается у известного русского археолога, историка Николая Сементовского в «Путешественнике» (1847 г.): «….на Ялтинском мысе, по мнению изыскателей древностей, некогда существовал монастырь св. Иакова; я посетил мыс, но не нашел никаких следов развалин». Скорее всего развалины были уничтожены при строительстве первого мола.

Ялта. 1837г. Фото из фондов ЯИЛМЯлта. 1837г. Фото из фондов ЯИЛМЯлту 40-х годов XIX ст. можно представить из очерка В. Пассека «Отрывки из путешествия по Крыму. 1840 г.»: «Город не велик; но кто разсмотрел его со вниманием, тот найдет в нем много особенностей. Ялта по Русски, Ялта по Татарски, и Ялита у древних Греков, лежит, как известно, в долине. Долина эта в самом широком своем развале к морю имеет не более версты ширины, а там, где начинается сад, гораздо менее. Длина ея до деревни Дерекоя от моря, вряд ли будет с версту.

Почти девять десятых этого пространства занято садом гр. Мардвинова, землями Татар дер. Дерскоя, землями Греков верхней и нижней Аутки, дачами, участками и виноградниками разных частных лиц. Таким образом, собственно под городское поселение Ялты, остается свободною только узкая полоса земли между морем и Мордвиновским садом, сажень в 50 шириною».

Домов в городе, по сведениям этнографа, « … восемьдесят; но если исключить шесть или семь простых Татарских саклей, где живут Евреи, домов десять, занятые таможней, почтою и разными присутственными местами, то собственно для жителей и для приезжих останется немного помещения; тем более, что все нижние этажи домов заняты лавками с красным товаром, бакалеей и лабазами; а хлебные магазины занимают даже целые двухэтажные дома. Таким образом, для приезжих остается квартир двадцать. Что мудренаго, что летом, во время съезда, помещения там дорожают». Про дороговизну в городе пишет и А. Кошляков: «Дороговизна провизии здесь чрезвычайная…».

В 1840-е гг. население города состояло из «Греков, Караимов, иностранцев и Евреев. Татар, постоянных жителей нет, все они живут в окрестных деревнях; из Русских - только служащие, да захожия артели разных мастеров».

В 1843 году, когда был утвержден первый план города, Ялта, помимо набережной, уже имела улицу – Елизаветинскую (ныне Игнатенко). Всего в городе насчитывалось 42 двора и приблизительно 230 душ.

Николай Сементовский, в книге «Путешественник. (Южный берег Крыма)» совсем немного пишет непосредственно о городе, больше внимания уделяя окрестностям: «Ялта небольшой городок, оживленный торговлею. Хорошенькие чистые домики, две гостиницы, прекрасныя лавки, в них найдете все нужное, если не для роскошной, то для спокойной жизни».

В воспоминаниях А. Кошлякова в «Десятидневной поездке по Южному берегу Крыма» (1848 г.) можно узнать о «важности» события, когда в город прибывал пароход: «Прибытие парохода встречают в Ялте всегда радостно, жадно, потому что порт коммерческими судами почти не посещается, береговыя-же сообщения с соседними городами редки, и живущие здесь и в окрестных дачах по часам рассчитывают его приход: он оживит их уединение, привезет им письма, газеты, новости, разскажет что делается на белом свете и наконец доставит им провизию».

Многие историки, путешественники в своих путевых заметках или воспоминаниях больше описывают окрестности города, чем сам город. Так, известный путешественник Франц Мартынович Домбровский в очерке о Южном береге Крыма (1850 г.) посвящает Ялте всего один абзац:

«Ялта, небольшой, но красивый город. Первый предмет, который остановит на себе внимание ваше, это готической архитектуры церковь во имя Иоанна Предтечи, построенная на возвышенном мысу св. Иоанна, откуда видна вся почти Ялтинская долина и Левадія. В Ялте есть хорошая гостиница под фирмою «Ville d’Odessa». Дальше он пишет, о том, что «остановиться на некоторое время в Ялте необходимо для того, чтобы обозреть окрестности этого города, не пропускаемые ни одним любознательным путешественником».

Кстати, А. Штакельберг в «Описании Крыма. 1854 г.» также говорит о «замечательной готической церкви во имя Иоанна Предтечи, на возвышенном мысу». Авторы наверняка имели в виду церковь Иоанна Златоуста.

В конце своего очерка Домбровский дает небольшую статистическую информацию о городе за 1850 год: «Ялта. Уездный город Таврической губернии на Южном берегу Крыма. Жителей 424 душ обоего пола, церковь одна, до 84 домов, 20 лавок, 9 винных погребов, и до 16 других заведений; приходское училище, карантинная и таможенная заставы, гавань, виноградники, две гостиницы». Речь идет об упомянутой ранее гостинице «Ville d’Odessa» и гостинице «Ялтинская», на месте которой сейчас расположен отель «Бристоль».

В связи с начавшейся в 1853 г. Восточной (Крымской) войной, информация о Ялте за 50-е гг. практически отсутствует. В вышеупомянутом очерке А. Штакельберга говорится: «В 1853 году отправилось из Ялты в Одессу, … и другие Россійские порты всего 81 каботажных судна; в том числе 19 с балластом и 62 с товаром, на сумму 130.628 руб.». Таким образом, видим, что в это время жизнь в городе продолжалась.

Курортный статус Ялта приобретает в 60-70-х гг. XIX в., когда начинаются исследования влияния южнобережного климата на туберкулезных больных. Частыми становятся высочайшие приезды в приобретенную в 1860-м году Александром II Ливадию. Ялта превращается в модный аристократический курорт. Если в 1850 году в городе насчитывалось приблизительно 475 жителей, в 1865 - 900, то в 1871 г.-1238. Строятся дворцы, виллы, курортно-лечебные заведения, рестораны, гостиницы. В начале 1870-х годов в городе было уже 4 гостиницы, не считая множества «меблированных комнат».

Следующие события, происходящие в Ялте, отражены в популярном путеводителе Григория Москвича (II издание, 1889 г.) и статье из конволюта С. Н. Филиппова «По Крыму. 1890 г.».

Путеводитель Г. Москвича был издан Анной Москвич в ялтинской типографии Н.Р. Петрова и дополнен планом г. Ялты «со включением Заречной части». Что интересно, Заречная часть была присоединена к городу в 1896 году, уже после выхода книги из печати.

Автор дал подробную информацию о городе, разбив описание на разделы, чтобы приезжему было удобнее находить необходимое. Первый раздел - «Выбор помещения» - гостиницы и меблированные комнаты, с указанием цен и владельцев. Следующий раздел - «Прогулки в Ялте» - городские сады, где можно отдохнуть и хорошо провести время. Есть также раздел «Климат» с описанием морских купаний, лечения виноградом и кефиром, климата, а также информацией о горных станциях.

И последний раздел - «Адреса», где «помещаем для сведения публики некоторые адреса должностных лиц, а также магазинов и пр.». Вот самые интересные из них: «Полицейское управление – по Набережной улице, близ агентства Р.О.П.иТ., в доме наследников Вульф»; Почта, телеграф, казначейство, арестный дом и канцелярия приставов обоих участков помещаются в том же доме, что и полицейское управление (внизу); Аптеки: одна – Левентона – помещается в новом городе, по Набережной улице, возле гостиницы «Франция»; другая – Леви, в старом городе, на Бульварной улице.
Кроме того, есть аптекарский магазин И.З. Фридланда, по Набережной, с открытием которого аптечные материалы в Ялте значительно удешевились в цене.

Ялта во время приезда императора Николая I. 1837г. Фотография Орлова. Из фондов ЯИЛМЯлта во время приезда императора Николая I. 1837г. Фотография Орлова. Из фондов ЯИЛМКолониальные, винные, бакалейные и гастрономические магазины: Я.Россе, под гостинницей «Франция»; Бухштаба, собственный дом; Максимова, против гостиницы «Крым»; «Ялтинский магазин» Терещенко, на Виноградной и Морской.

Галантерейные, модные и мануфактурные магазины: Афендико, М.Бельского, Майкапара, Майтопа, А.Бельского, Прика – на Набережной улице.
Мебельные магазины: Соколенко, на Набережной и Барильо, за Ливадийским мостом, собственный дом.
Лучшие Персидские магазины: Алекбера и Беринова, по Набережной.
Справочная контора, против Типографии.
Библиотека Волковой, Набережная и Морская, дом Майтопа.
Фотографии: 1) Отто Ренара, против библиотеки. 2) Ф.Орлова, в городском саду и 3) Миткина, Екатерининская улица».

О Ялте 1889 года Г. Москвич пишет: «… город принял мало по малу своеобразную физиономию – отчасти модного центра для туристов, отчасти виноградного курорта. Считают, что в Ялте и ближайших ее окрестностях ежегодно пребывает не менее 20 тыс. приезжих».

Жизнь города в 1890 году также очень интересно, эмоционально и неоднозначно раскрыта в очерке С. Филиппова «По Крыму». Автор сравнивает Ялту с Ниццей и посвящает несколько страниц воспоминаниям о некогда «модной, красивой и богатой Ялте»: «Было недавнее время, когда ехать в Ялту, жить в ней сезон считалось признаком высшего положения и свободных средств.

Сезоны, проводимые в нашей Ницце, являлись в некотором роде патентами на принадлежность к чему-то модному, обеспеченному, веселому. Ялта была тогда полна блеска, шума и смеха. В том элегантном кругу, который наполнял ее еще недавно, она вышла из моды и забыта наравне с кринолинами, узкими платьями, шиньонами и т.п. Без малейшего умысла начинаю я мои «ялтинские вариации» этим минорным тоном».

Но уже в следующем абзаце он говорит: «Правда, Ялта снова, как будто, начинает входить в моду, но это уже похоже на судьбу вышеупомянутых принадлежностей женскаго туалета, которыя сделались модными и доступными средним общественным кругам почти с того времени, когда их оставили высшие. Так всегда бывает, и Ялте следует лишь радоваться, что ея доступность «децентролизировалась» наконец. Так она делается общерусским курортом, тогда как прежде это был курорт ограниченнаго меньшинства».

Автор на время оставляет сопоставление с «прошедшим» и приглашает нас перейти «прямо к настоящему, к Ялте, какою она есть теперь». «Вот, представьте себе, вы только что приехали в Ялту в период времени от конца мая до конца июля. Конечно, вы остановились в гостинице. Их здесь много и мало. Много – вообще, мало,– потому что они как-то странно отвечают разнообразным потребностям приезжающих. Город разделяется на две части, старую и новую, и в каждой имеются гостиницы. В новой – «Россия» и «Hotel de France» - это лучшия. В старой части лучшая – «Эдинбургская» и еще несколько, в которых нельзя рекомендовать останавливаться даже здоровым, не говоря уже о больных».

Филиппов в своем очерке много внимания акцентирует на неприятном запахе в городе: «В центре города скверный воздух…. Тихо и хорошо в этой изящной голубизне, обрамленной темно-зеленой рамой берегов. Только очень скверно пахнет на набережной… Как это странно! Доктора уверяют, что в Ялте отличный воздух. Целый час я хожу и никак не могу привыкнуть к этому воздуху. И, кажется, я немножко ошибся, предполагая целые дни проводить на улице. Гулять в городе, т.е. дышать хорошим воздухом решительно негде в этой «климатической станции».

Очень интересно он отзывается о приезжих: «Все скамейки заняты благоразумной публикой. Неблагоразумная, т.е. приезжая – за столиками, крохотная частичка в садовой читальне». Филиппов не только говорит о плохом воздухе, но и о плохой нравственной атмосфере: «Впрочем, в нашей Ницце далеко не кристальной прозрачности и нравственный воздух. Когда обживаешься, узнаешь всех и вся. Хроника маленьких городов болтлива, ялтинская – даже черезчур: она сообщает обо всем и, показывая пальцем, чуть ли не в лицо говорит – «вот!». Вы невольно знакомитесь с интересными подробностями отношений, складом семейных жизней, образованием капиталов, и т.п.».

Далее автор резюмирует: «Когда вы суммируете это впечатление милаго прошлого с настоящим, полным алчности, безсердечности, стремления ободрать вас, чтобы нажить от вашей персоны, вы поймете, из каких элементов состоит этот изящный городок на берегу голубого моря».

В 1890 году в Ялте создается Общество для устройства горных лечебных станций, в проекте которого было строительство горно-климатической станции Могаби - Пендикюль и зубчатоколесной железной дороги Ялта – Могаби – Гаспра. В своей статье Филиппов упоминает о тех событиях: «… Осуществление идеи очень желательно, но она кажется несколько фантастической. Еще фантастичнее другой проект – устройства зубчато-колесной дороги от Ялты до Гаспры». Идея прокладки железной дороги по Южному берегу Крыма в конце XIX в. существовала в умах коммерсантов, инженеров, помещиков. Но, она так и осталась идеей, проект не реализовался из-за отсутствия государственных гарантий.

Таким образом, в описанных выше книгах, очерках, путеводителях, собранных профессором, краеведом, уроженцем Ялты Иваном Михайловичем Саркизовым-Серазини, отражен ценный краеведческий и исторический материал, охватывающий создание, формирование и развитие нашего города на протяжении XIX века.

Юлия ГРИЩУК, старший научный сотрудник отдела фондов ЯИЛМ







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги




Наша группа на FACEBOOK


Наша группа в VK


Наша группа в instagram


Наша группа в Youtube