Екатерина Дашкова и Европейское Просвещение

19 декабря в Воронцовском дворце была открыта временная выставка «Екатерина Романовна Дашкова и Европейское Просвещение». Открытие выставки приурочено к именинам княгини Е. Р. Дашковой.

Портрет Екатерины Дашковой, написанный неизвестным художником с оригинала Д.Г. Левицкого, украшает выставку. Возможно, это самое реалистичное ее изображениеПортрет Екатерины Дашковой, написанный неизвестным художником с оригинала Д.Г. Левицкого, украшает выставку. Возможно, это самое реалистичное ее изображение Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743 – 1810 гг.) – одна из самых просвещённых женщин своего времени – была родной тётей графа М.С. Воронцова, основателя Алупкинского дворца. Она обладала многими талантами: литератор, музыкант, композитор, ученый-филолог, серьезно интересовалась минералогией, техническими науками, принимала участие в составлении первого академического словаря русского языка. В 1783-1794 гг. возглавляла два крупных учреждения Российской Империи: была директором Петербургской академии наук и возглавляла Российскую Академию, а именно научный Центр по изучению русского языка и литературы.

В 2013 году исполнилось 270 лет со дня рождения Екатерины Романовны и 300 лет со дня рождения ее друга, французского писателя – Дени Дидро. Между ними было чувство взаимного уважения, они оба были поборниками идей Просвещения.

«Все мне нравилось в Дидро, даже его горячность. Его искренность неизменная дружба, проницательный и глубокий ум, внимание и уважение, которые он мне всегда оказывал, привязали меня к нему на всю жизнь», – писала княгиня Дашкова в своих «Записках».

С 1769 г. по 1782 г. княгиня посетила такие страны, как Франция, Великобритания, Италия, Швейцария, Нидерланды, Польша, Бельгия, Пруссия. По следам этих путешествий выставка и составлена. Предваряют ее портреты двух Екатерин – императрицы Екатерины II и ее верной сподвижницы в деле просвещения Екатерины Романовны Дашковой. Портрет последней написан неизвестным художником с оригинала Д.Г. Левицкого. Возможно, это самое реалистичное ее изображение. Редкий портрет Екатерины II восходит к иконографическому типу, созданному художником М. Шибановым.

Екатерина Дашкова и Европейское ПросвещениеОснову выставки составляют старинные гравюры из фондов Воронцовского музея-заповедника. Это виды тех мест, которые когда-либо посещала княгиня Дашкова, и портреты людей, с которыми она общалась: австрийского императора Иосифа II и его брата Леопольда, папы Римского Пия VI и др.

Из оригинальной графики стоит отметить гуашь «Руины терм, открытых близ Неаполя», приписываемую известному французскому художнику XVIII века Ш.Л. Клериссо, и уменьшенную копию (акварель, гуашь) с картины «Паралитик», принадлежащей кисти любимого художника Дидро Ж.Б. Греза.

Большой интерес представляет гравюра «Вид крепости в Чивита-Кастеллана близ Рима», выполненная сыном Дашковой Павлом по рисунку художника Ф.М. Матвеева. В витринах – книги из мемориальной библиотеки Алупкинского музея: труды французских энциклопедистов Монтескье, Вольтера, Руссо, Гельвеция, труды профессоров Эдинбургского университета У.Робертсона и А. Фергюсона, энциклопедии Дени Дидро. Портрет Екатерины Дашковой, написанный неизвестным художником с оригинала Д.Г. Левицкого, украшает выставку. Возможно, это самое реалистичное ее изображение. Редкий портрет Екатерины II, восходящий к иконографическому типу создан художником М. Шибановым.

Выставка «Екатерина Романовна Дашкова и Европейское Просвещение» расположена на втором этаже Шуваловского корпуса. Она продлится совсем недолго – до конца января, и будет интересна всем, кто неравнодушен к искусству и истории.







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги




Наша группа на FACEBOOK


Наша группа в VK


Наша группа в instagram


Наша группа в Youtube