ВАЗЫ ИЗ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

Коллекция античных ваз, хранящихся ныне в Ялтинском историко-литературном музее, была сформирована не менее 80 лет назад. Это собрание древней керамики, уникальное по своему богатству, насчитывает около тысячи целых и фрагментированных сосудов. Вокруг него соединились судьбы ученых–гуманитариев и естественников, музейных работников и страстных собирателей древностей, которые сами были личностями неординарными и сыграли значительную роль в научной и культурной жизни Российской империи, Советского Союза, Украины.

История формирования коллекции отражает катастрофические социальные, культурные изменения, характерные для истории XX в. и в то же время демонстрирует благородство и преданность делу множества людей, внесших вклад в формирование, хранение и изучение этого собрания.

Первый в Ялте музей был открыт 27 сентября 1892 г. при Ялтинском отделении Крымского Горного Клуба (с 1905 г. Крымско-Кавказского Горного Клуба). В отчете за 1892 г. указано, что к 1 январю 1893 г. по группе археология числилось 24 экспоната [Отчет…189.- С. 19].

Среди них некая «погребальная урна» и 8 ручек амфор с «греческими надписями» из Керчи, переданные действительным членом Клуба А.Н. Савицким. К 1905 году А.М. Савицким были переданы еще «2 античные вазы из Керченских раскопок, несколько мелких предметов по археологии…»[Отчет...1905.- С. 49].

Крупнейшая же и важнейшая часть современной коллекции античной керамики поступила в музей из расположенного близ Ялты имения «Ай-Тодор», принадлежавшего Великому Князю Александру Михайловичу (1866-1933). Внук Николая I, двоюродный дядя Николая II, Александр Михайлович стоял у истоков русской авиации, был начальником главного управления портов и торгового мореплавания. Кроме того, он известен как увлеченный собиратель древностей [Вдовиченко,1994.- С. 89], нумизмат и археолог–любитель, организовавший регулярные раскопки в римской крепости Харакс, обнаруженной на Ай-Тодоре. Исследования, начавшиеся в 1896 году [Орлов, 1988. - С. 17], продолжались около 15 лет [Дьяков,1930. - С. 32]. В имении «Ай–Тодор» был создан своеобразный археологический музей. Здесь можно было увидеть “скульптурные и рельефные изображения богов, жертвенники, строительные части зданий, хозяйственные принадлежности, посуду, светильники, украшения, монеты, оружие, каменные ядра, рыболовные принадлежности и тому подобное”, такое описание мы встречаем в одном из путеводителей 1914 года [Крым.Путеводитель, 1914.- С. 543].

Определял и классифицировал айтодорское собрание древностей Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич (1847-1907) – основатель Херсонесского музея, с именем которого связаны плодотворные раскопки Херсонесского городища и некрополя. Инженер по образованию, «начитанный в области крымской археологии, влюбленный в Херсонес и преданный этой любви до конца своих дней, он более других подходил к занятию места производителя раскопок Херсонеса» [Гриневич, 1927.-C. 24]. В 1888 г., когда раскопки в Херсонесе были переданы в ведение императорскойАрхеологической комиссии, К.К.Косцюшко-Валюжинич был назначен руководителем раскопок Херсонеса, которыми и производил до 1907 г. [Непомнящий,2000.-C.208].

К.К. Косцюшко-Валюжинич вел обширную переписку с исследователями и собирателями древностей. 28 сентября 1907 года Карл Казимирович получил телеграмму, в которой Александр Михайлович просил его приехать в имение «Ай-Тодор» для оказания помощи в оформлении музея находок из римской крепости Харакс [Сорочан, Зубарь, Марченко, 2000.- С. 32]. Вероятно, тогда же им была систематизирована и коллекция античной керамики, состоящая из сосудов, регулярно приобретавшихся для Айтодорского имения. На днищах многих ваз и на других предметах сохранились подписанные Косцюшко-Валюжиничем этикетки с указанием места, где находилась та или иная вещь во дворце – например “Столовая” или “Кабинет” и номерами из описи [Новиченкова,1993.- С. 222].

К сожалению, сама опись, составленная К.К. Косцюшко-Валюжиничем, пока не найдена, поэтому время и обстоятельства, при которых вазы оказались в коллекции, места их находок, мы можем восстановить лишь предположительно. К несчастью, эта поездка оказалась для ученого роковой – возвращаясь морем холодным осенним днем из Ялты в Севастополь, Косцюшко-Валюжинич заболел и вскоре скончался [Антонова,1997.-C.57-67].

Самое первое в научной литературе описание айтодорской коллекции относится к 1904 году. Его нам оставил Э. Р. Штерн (1859-1924), известный антиковед, в это время профессор Новороссийского университета, действительный член Одесского общества истории и древностей. [Непомнящий, 1999.-С.112-113] В Записках Одесского общества истории и древностей он с разрешения Великого Князя Александра Михайловича опубликовал наиболее яркие образцы античной керамики. Эта заметка, озаглавленная «Археологические новинки», [Штерн,1904-C.54-59] представляет огромную ценность, поскольку в ней приводятся описания ваз, которые до сих пор украшают экспозицию музея, и тех, которые, утрачены или фрагментированы.

Члены семьи Великого Князя Александра Михайловича во время проведения музыкального вечераЧлены семьи Великого Князя Александра Михайловича во время проведения музыкального вечераК сожалению, изучение переписки великого князя и членов его семьи не дало дополнительных сведений о коллекции ваз. Очевидно, к этому времени вазы стали элементом домашнего интерьера, и уже не вызывали интереса. На одной из айтодорских фотографий, хранящихся в Ливадийском дворце-музее, запечатлены члены семьи Великого Князя Александра Михайловича во время проведения музыкального вечера. Все присутствующие – участники любительского оркестра находятся в большой комнате. На полках и мебели видны расписные пелики, многие из них сохранились в собрании Ялтинского музея.

Революция и Гражданская война были временем тяжелых испытаний и для музея Ялтинского Горного клуба, и для айтодорской коллекции. Александр Михайлович с семьей, претерпев многомесячное заключение в своем крымском имении, охраняемом революционными моряками, был вывезен за границу на английском корабле в 1918 г. Все имущество было оставлено на произвол судьбы. Но благодаря истинным энтузиастам – деятелям российской науки и культуры, которые волею судеб оказались в Ялте, это собрание древностей было спасено для потомков. В 1918 году из Ай–Тодорского музея в ялтинский, тогда Естественно-исторический музей были переведены вещи из раскопок Харакса [Записки…1922.-С.5]. Маем 1920 года датируется первое упоминание о том, что в этом музее хранилась и коллекция античной керамики [ГААРК, оп.1, д.25,л.10].

Большую роль в сохранении музейных собраний сыграли председатель правления Ялтинского Горного Клуба В.В. Нейкирх, гласный Ялтинской городской Думы; заведующий музеем Клуба А.С. Моисеев, в то время ассистент Таврического Университета; профессора В.И.Вернадский и В.А.Обручев. 2 апреля 1920г. правление Горного клуба обращается к Министру Народного просвещения с просьбой поддержать музей, который в это время оказался без средств и не мог оплачивать труд заведующего и его помощника-служителя [ГААРК,З.2235,оп.1.д.25,л.1].

Интересна ситуация с размещением самого музея. До осени 1918 г. он находился в маленьком здании на набережной. Когда благодаря деятельности А.С.Моисеева музейное собрание выросло, музею предоставили казармы Виленского полка в Ливадии. Однако в 1919 г. советская власть потребовала освободить это помещение, и правление Клуба попросило администрацию мужской гимназии предоставить музею пустующее здание пансиона. Однако уже осенью директор гимназии начал вытеснять музей из новых помещений [ГААРК, Р-2235,оп.1.д.25,л.2]. Коллекции были составлены в ящиках, экспозиции не было.

Профессор Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), выдающийся ученый-естествоиспытатель, основоположник геохимии и биогеохимии, автор учения о ноосфере, академик Российской Академии наук с 1909 года, первый ректор Таврического университета вместе с коллегами оказал поддержку музею.

В ноябре 1919 года физико-математический факультет университета постановил принять музей под свое ведение [Петренко, 2004.-С.18-22] и избрал куратором профессора В.А.Обручева (1863-1956) – известного геолога и географа, исследователя Сибири, Центральной и Средней Азии, писателя. 2 мая 1920 г. В.И. Вернадский и В.А. Обручев в связи с тем, что положение музея не улучшалось, написали докладную записку Главнокомандующему вооруженных сил юга России П.Н. Врангелю с просьбой помочь музею с помещением, указывая при этом на то, что даже большевики помогали музею и поэтому они ждут от П.Н. Врангеля конкретных действий [Багров, Ена, Лавров, 2004.-C.150-152]. На их прошении сохранился автограф Врангеля – отправить дело на рассмотрение. В соответствии с этим указанием, начальник Ялтинского уезда Таврической губернии 22 мая обращается к Таврическому Губернатору с официальным рапортом, который имеет большое значение, поскольку в нем впервые упоминается приблизительная дата передачи коллекции расписных ваз Великого Князя Александра Михайловича в музей[ГААРК, оп.1, д.25,л.10]. Приводим этот документ полностью.

«Управл. внутр. дел
при Главнокоманд. Вооруж. силами на юге России
НАЧАЛЬНИК ЯЛТИНСКОГО УЕЗДА
ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ
Мая 17 дня №3107
г. Ялта
Таврическому губернатору Вх. № 1992
22/V-20 г. Рапорт
Представляя при сем переписку, пересланную мне с запросом Главнокомандующего вооруженными силами на юге России, в заключении по содержании ея имею честь донести, что всецело присоединяюсь к докладной записке профессоров Вернадского и Обручева и полагаю, что Музей Горного Клуба, приняв в данное время коллекцию Великого Князя Александра Михайловича, имеющую мировую ценность, не может поместиться в принадлежащем ему здании и является необходимым предоставить указанному учреждению ряд комнат в пансионе мужской гимназии ныне пустующем, а именно: 1.зал, занимаемый музеем, 2.зал гимнастический, 3.овальная комната, ныне занятая вторым кабинетом директора, 4.ванная комната с прилегающей к ней проходной комнатой, необходимой для работы по приему, обмыванию и сортировке добываемого научного материала.

Помещение это должно быть освобождено музеем, когда пансион снова откроется и в остальных комнатах не хватит места для помещения пансионеров.
Вследствие чрезвычайной ценности музея для его сохранения материальная поддержка необходима.
Начальник уезда Подпись (неразборчиво)»

После окончательного утверждения в Крыму советской власти многие специалисты - музейные работники, археологи, историки, этнографы, архитекторы стали сотрудниками КрымОхриса (Крымского областного комитета по делам музеев и охране памятников искусств, старины, природы и народного быта). Для предотвращения бесконтрольного массового вывоза культурных ценностей за границу КрымОхрис установил свой пост на таможне в Ялте. Под контролем данной организации проводилась национализация художественных ценностей из усадеб и дворцов Южного берега Крыма, других районов полуострова. Всего за 1920-1922 гг. было собрано и передано в музеи 30 000 предметов.

На I съезде КрымОхриса, проходившем в Севастополе 5-9 октября 1922г., была решена судьба многих крупных коллекций. Их перераспределили между заново образованными музеями. Симферопольцы выступали за то, чтобы археологические коллекции сосредоточить в Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Такого мнения придерживались Н.Л. Эрнст и А.И. Полканов. Впрочем, касалось, это главным образом, ялтинских коллекций Горного клуба и Ай-Тодорского дворца. В то же время ялтинский Охрис отстаивал свои права на эти коллекции. Очевидно, было принято компромиссное решение, по которому основная часть предметов осталась в Ялтинском музее, некоторые же, в том числе и отдельные краснофигурные сосуды оказались в фондах Центрального музея Тавриды, Евпаторийского и Феодосийского краеведческих музеев [Отчет…1922.-C.33-39,41].
Ялтинский Естественно-исторический музей в этот период был переведен из Крымско-Кавказского Горного Клуба в ведение КрымОхриса и стал государственным.

Из отчета о состоянии музея с 1918 - по 1 января 1922 года следует, что основным отделом музея являлся отдел крымоведения, на который обращено главное внимание. Зал этого отдела состоял из 30 больших витрин, в которых были представлены горные породы, минералы, полезные ископаемые, палеонтологические коллекции; фауна горного Крыма и Черного моря; растительность Крыма, археологические и этнографические предметы. В 1921 году музей возглавлял геолог А.С. Моисеев. Музей организовывал лекции, в частности лекции по археологии читались профессором А.Н. Деревицким. А.Н. Деревицкий (1859-1943) был одним из основателей Таврического университета, первым деканом историко-филологического факультета.

Из путеводителей 1920-х гг. известно, что музей, переименованный в 1924 г. в Ялтинский музей краеведения, располагался в здании на ул. Гоголевской, №10 (сейчас оно принадлежит санаторию «Энергетик»). Он стал крупным культурно-научным центром на Южном берегу Крыма [Музеи Ялты, 1925.- С. 5-6]. Судя по тому, что в его составе имелся археологический отдел, в котором хранились и материалы из греческих колоний в Южном Крыму, можно считать, что часть предметов из айтодорской коллекции находилась в экспозиции музея.

До Великой Отечественной войны античная керамика широко экспонировалась и в здании бывшего дворца эмира Бухарского, где в 1920–е годы располагался Восточный музей (ныне корпус санатория КЧФ). В начале 1030–х он был преобразован в культурно-исторический отдел Ялтинского объединенного музея краеведения. Из путеводителя по Крыму 1935 г. Б.Баранова известно, что профессор Каминский предложил в связи с этим план новой экспозиции [Баранов,1935.- С. 207].

В духе времени показ музейных экспонатов проводился по общественно-экономическим формациям: доклассовому и рабовладельческому обществу были отданы 4 комнаты на нижнем этаже. Здесь были представлены многие сосуды из айтодорской коллекции. В научном архиве Ялтинского объединенного историко-литературного музея сохранились фотографии и документы, которые позволяют представить археологические экспозиции, познакомиться с людьми, изучавшими и хранившими ялтинскую коллекцию расписных ваз.

Например, снимки, сделанные в 1920-х – 30-х гг. интересны тем, что на них можно видеть сосуды, ныне отсутствующие в коллекции: исчезнувшие в годы Великой Отечественной войны, переданные в послевоенные годы в другие музеи для возрождения их экспозиций, и сосуды, хранящиеся в Ялте, но утратившие свою первоначальную форму.

Заведующие отделом доклассового и рабовладельческого общества одновременно являлись и хранителями археологических коллекций. Материалы коллекций изучались проф. Каминским, Вальдманом (или Вельдманом?). Известны и другие имена музейных сотрудников. Это А.А. Попов, уволенный в апреле 1934 г. как бывший член партии Народной Свободы. С февраля по 23 апреля 1935 г. отделом заведовал Сливин. По всей видимости, после него эту должность заняла Асланова, уволенная с 5.02.1935г. за идеологическую неустойчивость и проявление уклонов в национальном вопросе. А с 30 сентября 1935 г. к заведованию отделом приступила Лидия Агафоновна Афанасьева, сыгравшая немаловажную роль в спасении коллекции ваз и других экспонатов в годы войны.

Вазами ялтинской коллекции заинтересовались известные советские антиковеды В.Д. Блаватский (1899-1980) и М.М.Кобылина (1898-1988). В.Д. Блаватский руководил в это время раскопками Харакса и имел возможность обстоятельно познакомиться с коллекцией музея. Знаменитая пелика с амазономазией (ЯИЛМ, КП 866, А1 – 381), а также панафинейский амфориск (ЯИЛМ, КП 590, А1 – 114, «Кабин. № 3»), вошли в его большую работу «История античной расписной керамики», вышедшую из печати уже в послевоенное время [Блаватский,1953.-С.273]. В конце 1920-х годов М.М. Кобылина, в это время аспирант ИИМК, начала изучение так называемых «керченских» пелик в музеях СССР, и обстоятельно проработала ялтинскую коллекцию. Кроме защищенной ею в 1929 году кандидатской диссертации „Боспорские краснофигурные пелики”, уже в послевоенное время были изданы две статьи, в которых были опубликованы и атрибутированы более 20 пелик из Ялты [Кобылина,1947; Кобылина ,1951.-С 136-170]. В довоенное время вышли две работы немецкого исследователя К. Шефолда, который также включил в список „керченских ваз” сосуды из Ялты [Schefold 1930;Schefold,1934]. Трудами К.Шефолда, М.М.Кобылиной часть расписных сосудов из ялтинской коллекции была введена в научное обращение.

Осенью 1941 г. перед оккупацией немцами Ялты значительная часть собрания античной керамики вместе с другими культурными ценностями музея была отправлена в эвакуацию. Другая ее часть оставалась в Ялте. Бывшее здание Восточного музея было разрушено от попадания бомбы. В пожаре погибли книги с записями о происхождении музейных экспонатов, а также многие предметы. Но благодаря самоотверженности художника музея Елизаветы Ивановны Висниовской [Турова, 2001а. - С.134-139] и Лидии Агафоновны Афанасьевой значительная часть коллекции была спасена.

В архиве музея хранятся акты приема экспонатов музея за 1944-1948 гг. Сохранились расписки 1944г. от жителей города о возврате музейных предметов, в частности от двоюродной сестры Е.И. Висниовской – Веры Александровны и заведующей складом № 1 В.С. Щербаковой. К ноябрю 1945г. в Ялтинский музей было возвращено имущество, вывезенное в восточную часть СССР. Судя по актам, многие экспонаты во время транспортировки были повреждены. Около 30 античных ваз, терракотовых статуэток, масок оказались разбиты. Еще недавно в музее хранились ящики с керамическим боем – свидетели военных лет и скитаний музея. Благодаря кропотливой работе, проведенной сотрудниками музея, удалось реставрировать свыше ста предметов со старыми музейными номерами. На поверхности некоторых из них имеются следы копоти и расплавленного стекла, которые, видимо, появились в результате пожара военных лет.

Во второй половине прошлого столетия античная керамика из коллекции Ялтинского музея не раз демонстрировалась в экспозициях и на различных выставках. С 1963 по 1974 годы она выставлялась в экспозиции отдела дореволюционной истории. В 1983-1984 гг. в выставочном зале на холме Дарсан музеем была проведена «Выставка античной керамики», где была показана значительная по объему часть коллекции. В 1986-1987 гг. эта экспозиция разместилась в Армянской церкви, здесь после завершения реставрации архитектурного ансамбля находился сектор археологии музея.

В 1980-90-е гг. античная керамика демонстрировалась на многочисленных временных выставках.В Выставочном зале союза художников СССР была развернута выставка «Исторические реликвии», посвященная 150-летию Ялты (1988г.), в пансионате «Дружба» (1988-1989гг.), в Симферопольском художественном музее (1981г.), а также в здании музея на ул. Пушкинской, 5А (с конца 1990-х гг.)

При показе античная керамика первоначально систематизировалась в основном по функциональному принципу. Но в последние годы в результате более детального изучения отдельных групп сосудов возникла идея и появилась возможность представлять вазы различных форм в общем контексте истории развития античной художественной керамики, акцентировать внимание на центрах производства. Такой подход отчасти был реализован в 1980-х гг. на выставке античной керамики (автор – к.и.н. Н.Г.Новиченкова). В дальнейшем проект получил развитие, в 1990-х гг., в частности, в ялтинской экспозиции «Храним вечное и прекрасное» по программе «Лица музеев», показанной в Крымском республиканском краеведческом музее в Симферополе (автор – Н.П.Турова).

Последние десять лет исследователи и сотрудники музея ведут работу не только над изучением и популяризацией коллекции, но и публикуют отдельные группы и категории керамики из музейного собрания древностей. Сейчас авторами готовится к изданию каталог расписных ваз из коллекции музея.

По материалам И.И. Вдовиченко, Н.П. Туровой

Литература
Антонова. И.А. Основатель Херсонесского музея//Крымский архив - Симферополь, 1997
Багров Н.В., Ена В.Г., Лавров В.В. В.И.Вернадский и Крым.- Симферополь, 2004 Баранов Б. Крым. Путеводитель. - Москва, 1935
Блаватский В. Д. История античной расписной керамики.- М.,1953
Вдовиченко И.И Керченские вазы//Боспорские исследования.- Симферополь, 2003. -Вып. III
Вдовиченко И. И. Коллекция краснофигурной керамики Крымского Краеведческого музея // Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья.- Москва, 1994. Гриневич К.Э. 100 лет херсонесских раскопок 1827-1927.-Севастополь.1927.
Дьяков В. Н. Древности Ай –Тодора // Сб. трудов Алупкинского музея. -Ялта, 1930 Записки Ялтинского Естественно-исторического музея.- Ялта,1922
Кобылина М. М. Поздние боспорские пелики // МИА. - 1951. № 19
Кобылина М.М. Краснофигурная пелика Ялтинского музея//КСИИМК. XIV. 1947 Крым. Путеводитель // Под редакцией К. Ю. Бумбера, Л. С. Вагина, Н. Н. Клепина и В. В. Соколова. - Симферополь,1914
Музеи Ялты. Краткий очерк. – Ялта,1925
Непомнящий А.А. Крымоведческие исследования в Одессе в середине XIX- начале XX века // Культура народов Северного Причерноморья.- Симферополь, 1999.- №7 Непомнящий А.А. Музейное дело в Крыму и его старатели. XIX- нач. XXв.Биобиблиографические исследования. - Симферополь, 2000
Новиченкова Н. Г. Археологическая коллекция Ялтинского историко-литературного музея // ВДИ. - 1993.-№3
Орлов К. К. Архитектурные комплексы Харакса // Архитектурно-археологические исследования в Крыму. - Киев, 1988.
Отчет I Съезда КрымОхриса в Севастополе 5-9 октября 1922 г. - Бахчисарай, 1922, Отчет по Музею Ялтинского отделения Крымского Горного Клуба к 1 января 1893 г. // Записки Крымского Горного Клуба. - Одесса, 1894. - Вып. 4.
Отчет о состоянии музея Ялтинского Отделения Крымского Горного Клуба в 1904 году// Записки Крымского-Кавказкого Горного Клуба. - Одесса, 1905.- № 5 и 6.
Петренко Л.В. О создании Естественно-исторического музея в Ялте. 1917-1920гг.//История Южного берега Крыма: факты, документы, коллекции, литературоведение, мемуары. VII Дмитреевские чтения.- Симферополь, 2004 Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса.- Харьков, 2000
Турова Н.П. Коллекция керамики VI – V вв. до н. э. Ялтинского историко-литературного музея // Археологія.- 2001, № 3.
Турова Н.П. Два сосуда ориентализирующего стиля из собрания Ялтинского историко-литературного музея // История Южного берега Крыма: факты, документы, коллекции, литературоведение, мемуары. IV Дмитреевские чтения. - Ялта, 2000 Турова Н.П. Е. И. Висниовская – иследователь Горного Крыма. // Пилигримы Крыма -Осень’2000: Путешествия по Крыму, путешественники о Крыме.-Симферополь:2001а. - Том 1.
Турова Н.П. Пиксиды и леканы из Ялтинского историко-литературного музея // История Южного берега Крыма: факты, документы, коллекции, литературоведение, мемуары. II Дмитреевские чтения.- Ялта, 1998
Шталь И.В. Свод мифо-эпических сюжетов античных вазовых росписей по музеям Российской Федерации и стран СНГ(пелики,IV в. до н.э.Керченский стиль).- М.,2000 Шталь И.В. Свод мифо-эпических сюжетов античных вазовых росписей по музеям Российской Федерации и стран СНГ(леканы, аски, лекифы, ойнохойи,IV в. до н.э. Керченский стиль). - М.,2004
Штерн Э.Р. Археологические новинки /Протоколы//ЗООИД.- 1904. -№XXV Schefold K. Unterzuchungen zu den Kertcher Vasen.- Berlin, 1934
Schefold K. Kertscher Vasen. Bilder der griechischen vasen. - Berlin, 1930.- Heft.3







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги




Наша группа на FACEBOOK


Наша группа в VK


Наша группа в instagram


Наша группа в Youtube