«ОДНА ИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЙШИХ ЖЕНЩИН»

Художественное путешествие в мир красоты графини Елизаветы Воронцовой.

Прошло уже более 220 лет со дня рождения первой владелицы Алупки графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, урожденной Браницкой, вдохновлявшей поэтов, писателей, ученых мужей своей красотой и неповторимым очарованием.

Яркая и одаренная личность, она проявила себя в различных сферах общественной и культурной деятельности. Е.К.Воронцову современники называли «одной из привлекательнейших женщин своего времени», восхищались ее мягкой, женственной грацией, приветливостью, «неукоснительным щегольством».
Ее обаятельный облик воскрешают и многочисленные портреты. Исполненные в различной манере и технике знаменитыми и менее известными мастерами, они позволяют нам, по словам писателя В.А.Сологуба, «легко объяснить себе, как такие люди, как Пушкин, герой 1812 года Раевский и многие, многие другие, без памяти влюблялись в княгиню Воронцову». Предлагаем читателю совершить неповторимое путешествие в мир художественной красоты графини Елизаветы Воронцовой.

Портрет графини А. Браницкой с детьми. Луиза Дессеме с оригинала А. КауфманПортрет графини А. Браницкой с детьми. Луиза Дессеме с оригинала А. КауфманПервое изображение маленькой Лизы относится к концу XVIII века. На семейном портрете работы Анжелики Кауфман ее мать, - графиня А.В. Браницкая с детьми. Девочка, склонившая голову на колени матери, и есть будущая графиня Воронцова.

Женой прославленного генерала, героя войны 1812 года графа М.С.Воронцова Элиза Браницкая станет в Париже в мае 1819 года. К этому периоду относится ее миниатюрный портрет, историю которого проясняет письмо русского посланника в Лондоне графа С.Р.Воронцова, написанное 6 марта 1819 года в Париж сыну Михаилу:

Портрет графини Е. К. Воронцовой. 1819 г. Миниатюра М.В. ЖакотоПортрет графини Е. К. Воронцовой. 1819 г. Миниатюра М.В. Жакото «...вчера на обеде у лорда Гарраби я оказался рядом с герцогом [Веллингтоном], он много говорил мне о вас с той заинтересованностью и дружбой, которую всегда к вам проявляет. Он спросил, красива ли ваша суженая? Я сказал, что никогда ее не видел, но что она слывет красавицей, и что я просил ее мать прислать портрет моей будущей снохи, прося выбрать художника».

Герцог Веллингтон рекомендовал обратиться к «первому живописцу по фарфору», придворной художнице Мари - Виктуар Жакото, искусством которой полстолетия восхищалась вся Европа.
Изящная миниатюра, которая в настоящее время хранится в частном собрании в Стокгольме, исполнена на севрском фарфоре. Графиня изображена в нарядном, расшитом золотом платье, с жемчужным ожерельем. Она молода, нежна, очаровательна.

Портрет графини Е. К. Воронцовой. 1821 г. Скульптор Дени ФуатьеПортрет графини Е. К. Воронцовой. 1821 г. Скульптор Дени ФуатьеДва года спустя там же, во Франции, в классической манере был выполнен скульптурный портрет Е.К. Воронцовой. Автор его, Дени Фуатье, получил образование в лондонской школе изящных искусств. В 1821-1822 годах он работал над портретами Воронцовых в Париже и как лучшие свои произведения демонстрировал их в художественных салонах столицы.

Портрет графини Е.К. Воронцовой. 1821 год. Т. ЛоуренсПортрет графини Е.К. Воронцовой. 1821 год. Т. ЛоуренсПленительный образ молодой женщины, ее живой характер такой скульптурный портрет в полной мере, конечно, отразить не мог. Быстрый нежный взгляд, улыбку уст, которые, казалось, так и призывают поцелуи, был способен уловить и запечатлеть только художник-романтик. Портрет кисти английского художника Т. Лоуренса (1821 год) - лучшее из множества изображений Елизаветы Ксаверьевны. Он хранится в собрании Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Портрет графини Е.К. Воронцовой. Первая четверть XIX в. Дж. ДоуПортрет графини Е.К. Воронцовой. Первая четверть XIX в. Дж. ДоуПозировала Е.К.Воронцова и Дж. Доу, создателю Военной галереи Зимнего дворца. Известны два варианта этого портрета. Один находится в частной коллекции в Праге, другой - в Парадном кабинете дворца Воронцовых в Алупке. Библиотекарь Гревс в середине позапрошлого столетия сопроводил его описание следующим кратким текстом: «Портрет (бюст). Ея свет. княгини Ел. Кс. Воронцовой. Голова убрана буклями, в темно-синем платье с короткими прорезными рукавами и с жемчужным ожерельем на шее». Портрет датируется 1823-1824 годами. Это было время начала административной деятельности М. С.Воронцова на юге России.

Портрет графини Е.К. Воронцовой. 1823 год. Рисунок А.С.ПушкинаПортрет графини Е.К. Воронцовой. 1823 год. Рисунок А.С.ПушкинаВ середине 1823 года генерал- губернатор Новороссии переехал в Одессу. В сентябре этого года впервые увидел Е. К.Воронцову А.С.Пушкин. Следами первых впечатлений стали его рисунки на полях черновой рукописи первой главы «Евгения Онегина». Стремительным росчерком пера передает он профиль прекрасной женской головки, выписывает глаз, локоны, длинную шею. Не будучи профессиональным художником, поэт создает психологический портрет женщины, которую боготворит.

Портрет светлейшей княгини Е.К. Воронцовой.1852 год. Принцкофер с оригинала К. Блааса. Из собрания АДПМЗПортрет светлейшей княгини Е.К. Воронцовой.1852 год. Принцкофер с оригинала К. Блааса. Из собрания АДПМЗС 1852 году Е.К.Воронцова носила титул светлейшей княгини, в этот же год англичанин Карл Блаас создал ее очередной портрет. Он хранится в Варшавском музее и хорошо известен по литографии, исполненной Принцкофером. Елизавета Ксаверьевна изображена в кружевной косынке на голове, длинные концы которой завязаны под подбородком, на плечах накидка с горностаем.

Фотография светлейшей княгини Е.К. Воронцовой. 1870-е годы. Из собрания АДПМЗФотография светлейшей княгини Е.К. Воронцовой. 1870-е годы. Из собрания АДПМЗВ семье Воронцовых бережно хранили фотографию согбенной старушки в темном платье и белой кружевной накидке на голове. Возможно, это было одно из последних изображений женщины, некогда воспетой Пушкиным.

Глядя на фотографию, вспоминаешь трогательную историю из жизни писателя Дмитрия Мережковского. В июле 1879 года тайный советник Сергей Иванович Мережковский, одобряя первые поэтические опыты и литературные пристрастия четырнадцатилетнего сына Дмитрия, привез юного поэта в Алупку к светлейшей княгине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, с именем которой неразрывно связаны строки пушкинского «Талисмана»:

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман...


Теперь это была глубокая старуха, пережившая всех из блистательной плеяды золотого века, и, самим существованием своим почти неправдоподобная в преддверии века серебряного. «Я не знал, - признавался потом Мережковский, - что имею счастье целовать ту руку, которую полвека назад целовал Пушкин».
Елизавета Ксаверьевна Воронцова умерла в 1880 году 88 лет от роду…

По материалам Г.Г. Филатовой, ученого секретаря АДПМЗ.
--------------------------
Дорогие друзья! Если у вас есть какая-либо информация по этой теме, мы с удовольствием разместим ее на сайте!
Приглашаем также к сотрудничеству музейных работников, краеведов и всех, кто обладает любой информацией по истории Южнобережья.
Напишем историю Города вместе!
Наш адрес: llisova@yandex.ru







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK