ФОТОГРАФ ВАСИЛИЙ СОКОРНОВ: НОВЫЕ ФАКТЫ

«Специальность: Виды Крыма» — так определял направление своего творчества этот знаменитый крымский фотограф. Так же определяю и я тематику своего собрания старинных открытых писем и фотографий, огромную часть которого занимают открытки, изданные как самим В.Н. Сокорновым, так и созданные по его фотографиям.

В начале своей собирательской деятельности я совсем ничего не знал об этом замечательном мастере. Именно это и подтолкнуло меня к исследованиям, поскольку вижу основной смысл коллекционирования не столько в накоплении материала, сколько в его изучении.

Направления моего поиска были самыми разнообразными: я прочитал всё, что было опубликовано и известно о фотографе, созванивался, переписывался и встречался с самыми разными и замечательными людьми, которые хоть как-то касались этой темы.

Хочу сказать, что музейные и архивные работники, научные сотрудники и аспиранты, коллеги-филокартисты — все помогали и шли мне навстречу в моих изысканиях. Огромная им всем благодарность!

Сейчас у меня собралось материала, наверное, на целую книгу о жизни и творчестве фотохудожника В.Н. Сокорнова.

Цель данной публикации — осветить и, по возможности, проиллюстрировать открытками и фотографиями, до сего дня неизвестные факты биографии и творчества В.Н. Сокорнова. Причём, в этой части публикации мы, в основном, коснёмся ранне¬го, "докрымского" периода жизни фотографа.

Село Васильевское Шуйскаго уезда. Из собрания В. П. Машковцева (Владимир)Село Васильевское Шуйскаго уезда. Из собрания В. П. Машковцева (Владимир)Село Васильевское Шуйскаго уезда. Из собрания В. П. Машковцева (Владимир)Село Васильевское Шуйскаго уезда. Из собрания В. П. Машковцева (Владимир)Василий Никандрович Сокорнов родился в селе Васильевском Шуйского уезда, Владимирской губернии в 1867 г. На сегодняшний день удалось найти всего одну открытку, хоть и весьма специфическую, с видом этого села. Позже семья Сокорновых переехала в Воронежскую губернию и жила в северо- восточной части г. Острогожска, в Лушниковской слободе, отделенной от самого города неглубоким яром. Здесь в 1878 г. будущий фотограф окончил Лушниковское училище(2).[thumb=left]


В 1887 г. Василий Сокорнов был принят вольнослушателем в Санкт-Петербургскую Академию Художеств по классу живописи. Параллельно с учёбой начинает работать ретушёром в известной петербургской фирме \\\\\\"Фотография Пазетти\\\\\\", где обучается фотографическому делу. Во время учёбы в Академии заводит дружбу с Федором Акимовичем Коваленко, страстным собирателем произведений искусства, и, впоследствии, основателем Екатеринодарской картинной галереи.

В 1889-91 гг. В. Сокорнов оформляет для Ф.А. Коваленко рукописный литературно-художественный альбом. В альбом входят рисунки Сокорнова к стихам разных поэтов и повести И.С. Тургенева \\\\\\"Лес и степь\\\\\\". Дарит другу рисунок по мотивам повести Н.В. Гоголя \\\\\\"Ночь перед Рождеством\\\\\\" и подписывает \\\\\\"Собрату по оружию ... на добрую память... 1891 г. 2 марта\\\\\\". Альбом и рисунок до сих пор хранятся в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко(3).

[thumb=left|Рисунок В. Сокорнова по мотивам повести Н.В. Гоголя \\\\\\"Ночь перед Рождеством\\\\\\". Из собрания автора]http://oldyalta.ru/uploads/posts/2013-05/1367579566_5.jpg[/thumb]Этот рисунок изображён на чрезвычайно редкой открытке (3), изданной в начале XX в. (не ранее 1904 г.) в серии открыток с воспроизведениями работ из собрания Екатеринодарской имени Ф.А. Коваленко художественной картинной галереи. Серия этих открыток была отпечатана в Петербурге в фототипии "Товарищества Художественной печати"(4).

С 1892 по 1895 г. В.Н. Сокорнов работает в известной петербургской фирме "Фотография Ренц и Шрадер" на Большой Морской улице в доме № 30. Летом — в отделении фирмы в Старом Петергофе, видимо, там же и живёт. (Кроме этого, петергофского, адреса известны еще пять адресов проживания В.Н. Сокорнова в Петербурге, в основном, на Невском проспекте)(5).

Первая попытка В.Н. Сокорнова завести своё собственное фотографическое дело относится ещё к 1893 г. Находясь в Ставрополе, он пишет своему другу Федору Коваленко в Екатеринодар, что "за три тысячи рублей у купца Митина купили фотографию и теперь наша фотография носит "двойную фирму "Фотография Андрюшечкина и Сокорнова"(6). "Двойная фирма", видимо, просуществовала недолго, поскольку уже в 1895 г. в справочнике "Вся Россия" указано фотографическое заведение только Степана Григорьевича Андрюшечкина(7).

Интересные подробности жизни и мировоззрения Василия Сокорнова раскрывает перед нами документ, обнаруженный в Российском государственном архиве литературы и искусства. В апреле 1895 г. Сокорнов попадает на премьеру нашумевшего и жестоко раскритикованного ещё до первого показа спектакля "Ганнеле" по пьесе Г. Гауптмана. Позже, под впечатлением от постановки, он пишет А. В. Суворину: "Редкая вещь способна так разбудить спящее в современном звере-человеке — любовь к добру, любовь к людям и, наконец, к Богу. Невольно видишь, что идешь не по той дороге, что нужно, невольно вспоминаются годы детства, когда душа была также чиста, как и у Ганнеле. И не потому ли эта пьеса не понравилась некоторым лицам, что она пытается нарушить мирный порядок их животной жизни; не потому ли те необыкновенно довольные собой люди увидели, что душа у какой-то нищенки гораздо лучше, чем у них..."(8).

Этот обнаруженный документ свидетельствует о знакомстве В. Сокорнова с А. С. Сувориным — публицистом, издателем и общественным деятелем; он говорит и о прекрасных душевных качествах фотографа.
В 1896 г. Василий Сокорнов на полгода приезжает в Лушниковскую слободу, где сотрудничает с воронежской "Петербургской фотографией" Епифанова. В феврале 1897 г. возвращается в С.-Петербург, работает в "Фотографии Войно-Оранского" на Невском проспекте, в доме 12. Здесь, в С.-Петербурге, Василий Сокорнов заболевает и в июне 1898 г. впервые едет в Крым на лечение. Живёт в Алупке, на даче Чеснокова. Крым Сокорнову понравился, здоровье поправилось, и поэтому в мае 1899 г. он окончательно переезжает жить в Алупку, снимает квартиру на той же даче Чеснокова по улице Ялтинской. Там же продолжает заниматься фотографией.

Именная Серебрянная медаль В. Сокорнова с Всемирной Парижской выставки 1900 г.Именная Серебрянная медаль В. Сокорнова с Всемирной Парижской выставки 1900 г.В 1900 году, с 15 апреля по 12 ноября, в Париже проходит Всемирная выставка, а 25 ноября того же года Василий Никандрович пишет Федору Коваленко: "...кажется, я не писал тебе, что мне присудили серебряную медаль на Парижской всемирной выставке. Хоть я лично не участвовал, но фотограф Пазетти выставлял там портреты моей работы и представил меня как сотрудника, ему присудили золотую, мне серебряную". Эта именная медаль ныне хранится в фондах Ялтинского музея (9).

Пенсионное удостоверение В. П. Сокорнова с его фотографией 1944 г. Из собрания Ялтинского историко-литературного музеяПенсионное удостоверение В. П. Сокорнова с его фотографией 1944 г. Из собрания Ялтинского историко-литературного музеяПенсионное удостоверение В. П. Сокорнова с его фотографией 1944 г. Из собрания Ялтинского историко-литературного музеяПенсионное удостоверение В. П. Сокорнова с его фотографией 1944 г. Из собрания Ялтинского историко-литературного музея
Ни в одной из известных мне на сегодняшний день публикаций я не обнаружил портрета самого фотографа Василия Сокорнова. В некоторых публикациях было указано, что таковых изображений не сохранилось. Однако благодаря усилиям сотрудников Ялтинского историко-литературного музея и его руководства в лице Ольги Петровны Ткачук, в фондах музея был обнаружен любопытный документ — пенсионное удостоверение (6), выданное на имя Василия Никандровича Сокорнова в 1944 г.

Фотография В.Н. Сокорнова (Фотография Пазетти. СПб. 1890-е гг.)Фотография В.Н. Сокорнова (Фотография Пазетти. СПб. 1890-е гг.)Фотография В.Н. Сокорнова (Фотография Пазетти. СПб. 1890-е гг.)Фотография В.Н. Сокорнова (Фотография Пазетти. СПб. 1890-е гг.)Подлинность и достоверность этого документа сомнений не вызывают. В пенсионное удостоверение вклеена фотография В.Н. Сокорнова в весьма преклонном возрасте. Но самым интересным было то, что в фондах музея хранится портрет молодого человека на фотографическом бланке "Фотографии Пазетти" (10). Нижняя часть фотографического бланка, к сожалению, утрачена. На обороте бланка рукой неустановленного лица карандашом написано: "Сокорнов".

Сдав эти два изображения в Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз, 19 января 2012 г. я получил результаты исследования на 7 страницах и заключение: "...изображено одно и то же лицо, Сокорнов В.Н." (перевод с укр. автора). Этот ранний фотопортрет Б. Сокорнова датирован мною 1890-ми гг.

Валерий Лаврентьевич Филиппов (Киев).


От редакции. Благодарим Валерия Лаврентьевича Филиппова за прекрасный материал и ждем новых замечательных открытий!

2. Свидетельство Острогожского уездного училищного совета об окончании Сокорновым В.Н. Лушниковского училища. Ялтинский историко-литературный музей. Книга поступлений, № 28091.
3. Краснодарский краевой художественный музей
им. Ф.А. Коваленко. ФС/КП-448. Инв. № Гр-571 и Инв. № 1417.
4. Нужно отметить, что все открытки из этой серии очень редки и высоко ценятся краснодарскими филокартистами.
5. Письма Б. Сокорнова Ф. Коваленко. Государственный архив Краснодарского края, Ф-796.
6. Там же.
7. Вся Россия на 1895 г. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации, Адрес- календарь Российской империи — изд. А.С. Суворина.
8. РГАЛИ, Ф-459.
9. Ялтинский историко-литературный музей. Книга поступлений, № 24292.
10. Ялтинский историко-литературный музей. Книга поступлений, № 25801. Киевский научно-исследовательский институт. Заключение экспертного портретного исследования № 12397/11 — 35.
-------------------------
Дорогие друзья! Если у вас есть какая-либо информация по этой теме, мы с удовольствием разместим ее на сайте!
Приглашаем также к сотрудничеству музейных работников, краеведов и всех, кто обладает любой информацией по истории Южнобережья.
Напишем историю Города вместе!
Наш адрес: llisova@yandex.ru







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK