ФОТОГРАФ ВАСИЛИЙ СОКОРНОВ

Алупка. Верхний парк. 1911Алупка. Верхний парк. 1911 Алупка. Львиная терраса.jpgАлупка. Львиная терраса.jpg Буря на море. 1914Буря на море. 1914

Красоты Крыма привлекали фотографов с самого зарождения жанра фотопейзажа. Сегодня на фоне великолепных ландшафтов и многочисленных дворцов с удовольствием фотографируются отдыхающие, во времена же, когда фотография еще не приобрела столь массового характера, всероссийскую славу имели крымские фотоателье. Без преувеличения самым известным из них было фотоателье Василия Никандровича Сокорнова, видовые открытки которого пользовались огромной популярностью и тысячами разлетались по всей России.

Ночь в СимеизеНочь в Симеизе Курорт Суук-Су. Вид от казино. 1904Курорт Суук-Су. Вид от казино. 1904 Вид на Гурзуф и Аю-Даг. 1911Вид на Гурзуф и Аю-Даг. 1911

Осенью 1981 г. в Алупке дочь известного врача Д. Г. Иванова, много сделавшего для развития курортов Крыма, Тамара Дмитриевна, передала работникам Ялтинского краеведческого музея документы, книги, фотографии отца разных лет. Автором одного из фотоснимков был Василий Никандрович Сокорнов.

Меня давно интересовала судьба этого некогда известного фотографа. Сказала об этом Тамаре Дмитриевне. В тот же день она привела меня в небольшой дом на улице Ялтинской в Алупке, где прошла долгая трудовая жизнь Сокорнова. В Алупке жила Анна Ивановна Выдрина, которая была близким семье Сокорновых человеком в последние годы жизни хозяев. Я сразу узнала живописные работы Сокорнова, его фотографии...

Орианда. Беседка. 1910г.Орианда. Беседка. 1910г. Ялта с восточной стороны. 1905Ялта с восточной стороны. 1905 Ялта с западной стороны. 1905Ялта с западной стороны. 1905

Но то, что вынула из заветного ящичка Анна Ивановна, ошеломило. Бронзовая медаль Международной универсальной выставки 1900 г. в Париже! На аверсе — символ французской республики: барельефное изображение головки девушки в профиль во фригийском колпаке; на реверсе — аллегорическое изображение творца - победителя и крылатой богини, несущей атрибуты славы — лавровый венок и пальмовую ветвь, ниже — отливка «Sokornoff», фамилия награжденного. Еще одна медаль, русская, она скромнее: «За трудолюбие и искусство от министерства финансов». Яркие дипломы фотовыставок в Петербурге, Киеве, Архангельске...
Кто же такой Сокорнов? Фотограф, художник, жил и работал в Алупке, сделал много фотопейзажей Крыма, его снимки издавались в открытках... Хотелось получить дополнительную информацию. Это заставило меня заняться поиском.

В основе очерка — немногие сохранившиеся документы, воспоминания людей, знавших Сокорнова.

В.Н. СокорновВасилий Никандрович родился 27 февраля 1807 г. в селе Васильевское Шуйского уезда Владимирской губернии, в семье крестьян. Начальное образование получил в Лушниковском училище Острогожского уезда Воронежской губернии. В 1887 г. Сокорнов был принят в Академию художеств вольнослушателем по отделу живописи. Одновременно он pаботал ретушером в известной в Петербурге фотографии Пазетти, так как средств на жизнь не хватало; там он и освоил все фотопроцессы. Однажды Пазетти поручил Сокорнову отретушировать и раскрасить большой портрет девочки для выставки в Париже. Портрет имел успех — обладатель фотографии получил золотую медаль. Может быть, тогда Сокорнов понял, что может работать сам...

В Петербурге он заболел, врачи посоветовали поехать в Крым, а Общество поощрения художников выделило средства для лечения. Так в конце прошлого века Сокорнов оказался в Алупке. Поселился он в доме молодой вдовы Стаховской. Деньги, однако, скоро кончились, а лечение надо было продолжать. Попробовал писать этюды в окрестностях Алупки и сдавать их в писчебумажный магазин Девичинского. Но этюды раскупались плохо и доходов не принесли.

Берег у моря. КупальщикиБерег у моря. Купальщики Курорт Суук-Су. 1900-е гг.Курорт Суук-Су. 1900-е гг. Горный лес князя Ф.Ф. Юсупова при имении КоккозГорный лес князя Ф.Ф. Юсупова при имении Коккоз

А природа пленяет и радует глаз: море, горы, экзотические растения... И вот тогда он вспоминает о фотографии.
В магазинах Ялты, Алупки продавались фотооткрытки зарубежных издательств с видами Крыма, и Сокорнов видел, что снимки можно сделать лучше по качеству, интереснее по композиции. Но нет ни аппарата, ни оборудования... Да и денег нет. Как быть? Решил обратиться к Екатерине Никаноровне Стаховской. Полученные в долг деньги потратил на приобретение необходимого.

И вот днем Сокорнов снимает: Алупку, дворец, горы, лес, море. А ночью печатает. Скоро он подготовил 50 фотопейзажей и отнес их в тот же писчебумажный магазин. Фотографии понравились, но...
-.Дорого. Не пойдут.

В отчаянии он хватает снимки и стремительно идет к выходу. Его неожиданно останавливает голос:
- Господин Сокорнов! Разрешите посмотреть ваши фото.


Симеиз. Вид со скалы Дива на Лиманский заливСимеиз. Вид со скалы Дива на Лиманский залив Симеиз. Общий вид. 1905Симеиз. Общий вид. 1905 Симеиз. Скалы Дива и Монах. 1905Симеиз. Скалы Дива и Монах. 1905

Он вспыхнул, готов был ответить резко, но сдержался, протянул фотографии хорошо одетому господину. Тот посмотрел их и сразу заплатил 25 рублей за все. (Это был князь Ф.Ф. Юсупов-Сумароков-Эльстон-старший, владелец Кореиза и других крымских имений). Девичинский, увидев это, тут же заказал 100 фотографий. Hа следующий день 100 фотопейзажей Алупки и окрестностей были выставлены в магазине. А вечером Девичинский постучал к Сокорнову: «Печатайте еще 300 штук. Ни одной не осталось!»

Разумеется, как художник, Сокорнов. был ограничен рамками общества, в котором жил. Заказчик, потребитель диктовали свои вкусы. Поэтому на снимках Сокорнова — парадная сторона жизни дореволюционного буржуазного курорта: роскошные дворцы, виллы, праздная сытая публика... Беспросветная нищета, голод, болезни — это оставалось за кадром. Может быть, поэтому особенно любил Сокорнов пейзаж...

Скоро с долгами было покончено, а через некоторое время Василий Никандрович женился на Екатерине Никаноровне Стаховской. К домику пристроили фотомастерскую и фотолабораторию. Началась новая жизнь...

Типы Крыма. Маленькие чабаны. 1912Типы Крыма. Маленькие чабаны. 1912 В горах близ ЯлтыВ горах близ Ялты Ай-Петри в облаках. Вид Алупки. 1909Ай-Петри в облаках. Вид Алупки. 1909

Делать пейзажные снимки в то время было нелегко: аппарат был тяжел и громоздок, в отдельном ящике приходилось носить или возить тщательно упакованные стеклянные пластинки и небольшую походную фотолабораторию. С таким вот грузом Сокорнов колесил по Крыму — Ялта, Алупка, Симеиз, Бахчисарай, Севастополь... Работал тщательно. Бывали случаи, когда над одним негативом колдовал целый день. Но работа была в радость: фотопейзаж давал возможность выразить свое отношение к природе, свое восприятие ее удивительных явлений. Это было творчество. Но и живопись он не оставлял: Крым с его ярким светом, теплым воздухом, морем — в картинах и этюдах Сокорнова.

Пришло признание. Снимки Сокорнова публиковались в иллюстрированных журналах «Нива», «Солнце России», «Открытое письмо». В 1902 г. журнал «Солнце России» издал альбом фотографий В. Н. Сокорнова «Виды Крыма», который имел успех. Более 20 фотографий Сокорнова послужили иллюстрациями к книге известного плодовода-се лекционера Л. П. Симиренко «Крымское промышленное плодоводство», изданной в 1912 г. и получившей широкую известность среди садоводов России и за рубежом.

Прибой в Алупке. 1912Прибой в Алупке. 1912 Прибой в бурю у рыбачьей пристани в Алупке. 1905Прибой в бурю у рыбачьей пристани в Алупке. 1905 Прибой у скалы Айвазовского в АлупкеПрибой у скалы Айвазовского в Алупке

Снимки Сокорнова приобретали различные издательства для исполнения видовых открыток, хотя не всегда в издании указывали имя фотографа. Но, несмотря на растущую популярность, жил Василий Никандрович но-прежнему замкнуто, много работал. В редкие часы отдыха возился в маленьком садике у дома, где росли слива, виноград, огромный орех — плодов с него хватало на всю зиму.

В 1929 г. в Ялте на Массандровской улице, 21, организуется фотомастерская Крымгосиздата и Сокорнов становится ее штатным сотрудником. Он охотно делится своим большим опытом с молодыми фотографами. В 1931 г. Сокорнов передает труд всей своей творческой жизни – 1300 негативов с видами Крыма — Крымгосиздату.

Будучи человеком преклонного возраста, Василий Никандрович продолжает преданно служить советской культуре. В 1937 г., когда в нашей стране проходили юбилейные торжества, посвященные 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, Сокорнов вместе со своим учеником И. Я. Голобородько подготовил диапозитивы к лекции о Пушкине.

Сумерки на море. Ялта. 1905Сумерки на море. Ялта. 1905 Татарчата. Крым. 1912Татарчата. Крым. 1912 Типы Крыма. У фонтана. 1912Типы Крыма. У фонтана. 1912 Ущелье Чабан-Таш близ АлупкиУщелье Чабан-Таш близ Алупки

В тот же год на Всекрымской фотографической выставке в Симферополе было представлено 50 фотографий Сокорнова, которые получили самые высокие оценки специалистов, а выставка впоследствии экспонировалась во многих городах Крыма. Спустя два года многолетний труд талантливого фотографа и художника Сокорнова был отмечен особо: по ходатайству коллег, сотрудников издательства, фотографов и профсоюза кино- и фотоработников для него была установлена академическая пенсия республиканского значения.

И, кажется, возраст уже солидный, и потрудился достаточно, а он весь в действии: готовит 25 лучших своих негативов для Академии художеств. Осуществить дар помешала Великая Отечественная война.
Вскоре после освобождения Крыма был восстановлен и открыт Алупкинский дворец-музей. Его посетители — в основном, выздоравливающие раненые из госпиталей. Сокорнов делает фотографии этих первых экскурсионных групп и самого дворца и парка. В 1945 г., незадолго до смерти, он подарил Алупкинскому музею 100 своих фоторабот и несколько живописных.

Шоссе на Южном берегу блих Байхисарайских воротШоссе на Южном берегу блих Байхисарайских ворот Базар в Алупке. 1912Базар в Алупке. 1912 Типы Крыма. 1912Типы Крыма. 1912 Близ Алупки в КрымуБлиз Алупки в Крыму

Скончался Сокорнов в апреле 1946 г. и похоронен на старом алупкинском кладбище.

Творческое наследие В. Н. Сокорнова в настоящее время, к сожалению, очень неполно. Часть работ хранится в фондах Алупкинского дворца-музея. Личная коллекция фотографий и негативов была, видимо, распродана Сокорновым в разные годы. Буквально по крохам у разных людей в Ялте, Алупке скупал И. Я. Голобородько работы своего учителя. В 1980 г. коллекция из 70 фотографий и живописных этюдов, выполненных Сокорновым в Крыму, была передана в Ялтинский краеведческий музей.

Мы, сотрудники музеев, часто обращаемся к фотографии, открытке как к историческому документу. Часто говорим: «Такой была Ялта в прошлом, такой ее видели Чехов, Горький, Леся Украинка...»

Вот она, старая Ялта, Сокорнова: нарядные дамы в длинных платьях и широкополых белых шляпах, со светлыми зонтиками — у набережной, мужчины в белых панамах, светлых костюмах — на деревянных сходнях у Александровского сквера. Вдали старый город на Поликуровском холме, а в центре - Иоанно-Златоустовская церковь...

В горах над Алупкой. 1910В горах над Алупкой. 1910 В горах над АлупкойВ горах над Алупкой Горный пейзаж близ АлупкиГорный пейзаж близ Алупки НоктюрнНоктюрн

Гурзуф...«Счастливейшие минуты жизни», проведенные Пушкиным, обессмертили маленький поселок на Южном берегу Крыма. Гурзуфская бухта, Аю-Даг, Генуэзская скала, кипарис, который называют Пушкинским, дом, где останавливался поэт,— все это снимал Сокорнов с особым настроением и любовью. Фотографии донесли до нас облик дореволюционного Гурзуфа, четко делившегося на две части - восточную — с мечетью, где дома с плоскими крышами лепились друг к другу, и европейскую —"с прекрасным :парком у моря, церковью, гостиницами, построенными по западным образцам. Вдали Суук-Су. Непривычно современному человеку видеть пустое, каменистое, кое-где поросшее кустарником место там, где сейчас высятся корпуса лагеря «Артек».

Большую ценность представляют фотографии Сокорнова, запечатлевшие дворцы, усадьбы, имения Южного берега Крыма. Архитектурный облик Крыма меняется. Меняется назначение и использование прекрасных архитектурных сооружений. На фотографиях Сокорнова мы видим дворец «Дюльбер» — одну из первых построек на Южном берегу Крымa известного архитектора Н. П. Краснова. Построенный по его же проекту Охотничий домик в Коккозах (ныне с. Сколинoe) снят Сокорновым с разных точек и расстояний, существует также редкий диапозитив интерьера столовой этого дома. Сейчас в нем располагается школа-интернат.


Ночь в Крыму. 1912Ночь в Крыму. 1912 Ночь в КрымуНочь в Крыму Ночь в ХараксеНочь в Хараксе Ночь в Алупке. Рыбачья пристаньНочь в Алупке. Рыбачья пристань

Недалеко от Байдарских ворот, на крутой обрывистой скале необычно выглядит Форосская церковь, построенная в 1892 г. в византийском стиле по проекту архитектора Н. М. Чагина. Знаменита она была своим внутренним убранством — уникальной настенной росписью кисти известных художников К. Е. Маковского, А. И. Корзухина.

Особое место в творческом наследии талантливого фотографа занимают портреты. Известно, что людей он не снимал. Исключение делал только для тех, с кем был дружен. Среди немногих портретных работ Сокорнова есть уникальные фотографии профессора А. А. Боброва, который организовал детский костно-туберкулезный санаторий в Алупке, доктора П. В. Изергина, работавшего в этом санатории с Бобровым, а после смерти Боброва долгие годы руководившего этим лечебным заведением.

Алупка. Верхний парк. 1911Алупка. Верхний парк. 1911 Алупкинский дворецАлупкинский дворец Орианда. Развалины дворцаОрианда. Развалины дворца АльгамбраАльгамбра

Большинство работ Сокорнова посвящено природе Крыма — он сам считал своим призванием фотопейзаж. Его пейзажные снимки восхищают и сейчас не только техническим исполнением, но и необычностью композиции, лиричностью. Сохранились его ночные пейзажи — «Ночь на море», «Ноктюрн», «Лунная ночь в Симеизе» и другие (кстати съемка выполнялась днем, против солнца). В своих работах Сокорнов мастерски показывает разные состояния природы: море — в штиль и шторм, горы, покрытые снегом или с облаками, кипарис в Алупкинском парке, увитый глицинией, тысячелетний дуб в Массандре.

Интересен снимок, воспроизведенный в открытке «Крым. В горах над Алупкой». На переднем плане — причудливо изогнутая крымская сосна, дальше — морской мыс с редкими строениями и светлая полоска моря до самого горизонта. Открытка выпущена издательством Комитета попечения о сестрах милосердия Красного Креста. (Одно из самых крупных издательств России. За 20 лет своего существования, с 1898 до 1917 г., выпустило 6406 названий открыток). В журнале «Открытое письмо» за 1904 год указывалось, что талантливый фотограф В. Н. Сокорнов представил свои прелестные виды Крыма в исключительное пользование» упомянутого Комитета. В журнале помещены были две фотографии В. Н. Сокорнова: «Горный пейзаж близ Алупки» и «В горах над Алупкой». Это были одни из первых открыток, выпущенных издательством о Крыме.

Красота крымских гор, бухт, необычная форма скал, прибрежных утесов поражали, будили мысль и воображение. В книге «Акварели и легенды Крыма» И. Мыслина (Москва, 1915 г.) читаем наивные строки, посвященные Симеизу: «Любуюсь далью. Как красиво. В нее ушли Монах и Дива!» Читатель, знакомый с Южным берегом Крыма, непременно спросит о Монахе: ведь его нет сейчас, осталась одна только Дива.

Исчезновение скалы, поразительно напоминающего человеческую фигуру в монашеском одеянии, многие старожилы связывают с землетрясением 1927 г. Это неверно. Скала была разрушена прибоем зимой 1931 г. Крымский журналист И. И. Неяченко в путеводителе «Симеиз», вышедшем в 1982 г., приводит свидетельство очевидца этого события. Снимок Сокорнова «Лунная ночь в Симеизе», датированный 1931 г., вероятно, одно из последних фотоизображений Монаха.

По материалам Зинаиды Ливицкой.

---------------------
Дорогие друзья! Если у вас есть какая-либо информация по этой теме, мы с удовольствием разместим ее на сайте!
Приглашаем также к сотрудничеству музейных работников, краеведов и всех, кто обладает любой информацией по истории Южнобережья.
Напишем историю Города вместе!
Наш адрес: llisova@yandex.ru







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа на FACEBOOK