ХУДОЖНИК И.П. ФЕДОРОВ-КЕРЧЕНСКИЙ

Во время работы в Керченском историко-археологическом музее, просматривая каталог «Ростовский на Дону городской музей» за 1912 год, я обнаружила среди картин работу Федорова-Керченского «Ночь». Картина была передана из Императорской Академии художеств. Оценена в 300 рублей [1].
Обратила на себя внимание двойная фамилия художника. Почему «Керченский»? Так начался поиск данных о жизни и творческой деятельности Федорова-Керченского.


Просмотр каталогов, справочников, переписка с музеями, архивами, частными лицами, телефонные переговоры с разными городами. Иногда без ответа и без результата, но стоило появиться даже незначительной информации, и поиск возобновлялся. В Керчи о художнике Федорове-Керченском, к сожалению, никаких сведений не оказалось. Пришлось искать на Украине, в России. В результате длительной работы все же удалось собрать интересные сведения о жизни художника И. П. Федорова-Керченского.

И.П. Федоров-КерченскийИ.П. Федоров-КерченскийИван Пантелеймонович Федоров родился в городе Керчи. В метрической книге Керченского Свято-Троицкого собора за 1853 год записаны месяц и число рождения — 2 октября, крещения — 4 октября, имя — Иоанн.
Из нее стали известны и сведения о родителях — Пантелеймон Герасимович Федоров, подпоручик корпуса флотских штурманов, и Надежда Антоновна, оба православного исповедания [2].

Происходили они из дворян Херсонской губернии. Отец был военным, дослужился до звания генерал-майора морского ведомства. В семье Федоровых было пять сыновей.
Сын Иван воспитывался в юнкерских классах в городе Николаеве. Учился в Императорской Академии художеств и в 1868 году получил звание неклассного художника [3].

Иван Пантелеймонович продолжил учебу в Академии и 4 ноября 1883 года окончил теоретический и практический курсы при Санкт-Петербургской ИАХ с медалями первого и второго достоинств. Определением совета Академии он был возведен в звание классного художника ИАХ [4].

На этих медалях в то время вырезались имя, фамилия удостоенного и год получения. В августе того же года И. П. Федоров-Керченский женился на девице Екатерине Ивановне Васильевой, дочери купца 2-й гильдии. Имел детей: сына Пантелеймона, рождения 23 июля 1886 года, и дочерей — Антонину, родившуюся 4 сентября 1884 года, и Ольгу, родившуюся 4 мая 1888 года. Жена и дети православного исповедания [5].

В послужном списке И. П. Федорова графа «Прохождение службы» начинается необычно: «Поступил от родителей юнкером флота в Черноморский экипаж: с 9 июня 1871 г. и с этого времени считается действительная служба», в гардемарины произведен 3 I марта 1874 года и зачислен в состав «Черноморского Флотского Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала экипаж». В следующем году произведен в мичманы, а через шесть лет в лейтенанты [6].
В этом чине через десять лет был уволен со службы по болезни с мундиром и пенсией и с награждением чином капитана 2 ранга [7|.

За время службы на Черноморском флоте в течение 18 лет и 7 месяцев имел награду за отличие, проявленное при устройстве минных заграждений при занятии Мачина на реке Дунай во время русско-турецкой войны, орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом (11 июня 1877 г.), светло-бронзовую медаль в память турецкой войны 1877-1878 годов (17 апреля 1878 г.), орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (18 августа 1878 г.) [8]. В послужном списке в графу «Прохождение службы» занесена учеба в ИАХ, по окончании которой в 1883 году Иван Пантелеймонович принимал участие в гидрографических работах 1884-1886 годов на съемках Северного и Кавказского берегов Черного моря на шхунах «Редут-Кале» и «Босиборы» [9].

Ай-Тодорский маякАй-Тодорский маякВ одном из живописных уголков Южного берега Крыма, на мысе Ай-Тодор, находится старейший маяк Черного моря — Ай-Тодорский. Основан в 1835 году по инициативе выдающегося мореплавателя и флотоводца вице-адмирала М. П. Лазарева. Маяк расположен на территории древней римской крепости Харакс (I в. н. э.), которая является археологическим памятником. На этом маяке в течение двадцати лет (с 21 июня 1891 г. по 1911 г.) вольнонаемным смотрителем работал отставной капитан 2 ранга Иван Пантелеймонович Федоров. Содержание его составляло 800 рублей в год, пенсия — 386 руб. 16 коп. Команда маяка была вольнонаемной — двое мужчин и одна женщина [10].

Одна из живописных работ И.П. Федорова-КерченскогоОдна из живописных работ И.П. Федорова-КерченскогоВ эти годы Иван Пантелеймонович активно занимался живописью. Он совмещал ответственную работу на маяке с увлечением живописью, участием в художественных обществах, выставках. Дома, на маяке, художник создал много работ, запечатлевших окружающий пейзаж, море. Вся прилегающая к маяку местность была застроена особняками, дворцами, дачами.

«В районе находятся дачи господ Шлейфера, художника Федорова-Керченского и др.» [11].
Ю.И. ТюринЮ.И. ТюринИз сохранившихся архивных данных, любезно предоставленных нам нынешним начальником Ай-Тодорского маяка Ю. И. Тюриным, стало известно о встречах Ивана Пантелеймоновича с членами императорской семьи. Начальник гидрографического управления вице-адмирал П. Н. Назимов в отчете за 1891 год сообщал: «10 и 21 августа Ай-Тодорский маяк был удостоен посещением их Императорских Высочеств В.кн. Александр Михайлович и В.кн. Ксения АлександровнаВ.кн. Александр Михайлович и В.кн. Ксения Александровна Великого князя Александра Михайловича с августейшею супругою Великою княгинею Ксениею Александровною.

При первом своем посещении маяка их Императорские Высочества, осмотрев маячный аппарат и вновь устроенную при маячном доме террасу, изволили расписаться в книге для посетителей маяка. Затем осмотрев художественные произведения смотрителя маяка и удостоив его, равно как и остальной маячный персонал, своей благодарностью Их Императорские Высочества изволили отбыть с маяка. Во втором посещении Ай-Тодорского маяка Их Императорские Высочества изволили пройти на площадку впереди маячного дома и наблюдать за проходящим пароходом Русского Общества Пароходства и Торговли «Св. Николай», на котором следовал из Ялты в г. Севастополь Его Императорское Высочество Великий князь Георгий Александрович. Когда пароход скрылся, Их Императорские Высочества изволили отбыть на раскопки, расположенные вблизи маяка.

Великий князь Михаил НиколаевичВеликий князь Михаил Николаевич4 сентября Его Императорское Высочество Великий князь Михаил Николаевич изволил удостоить своим посещением Ай-Тодорский маяк. Милостиво поздоровавшись с маячным персоналом и осмотрев верхнюю террасу маячного дома. Его Императорское Высочество изволили расспрашивать смотрителя маяка о службе на маяке и выразил при этом свое удовольствие по поводу образцовой чистоты на маяке. К этому времени на маяк изволил прибыть Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович. Затем их Императорские Высочества удостоили своим осмотром художественные произведения смотрителя маяка, причем Великий Князь Михаил Николаевич изволил приобрести в собственность одну из картин. Удостоив своею благодарностью маячный персонал, Их Императорские Высочества изволили отбыть с маяка.

4 ноября 1891 года Ай-Тодорский маяк был осчастливлен посещением Его Императорского Величества Государя Императора в сопровождении Его Императорского Высочества Государя Великого князя наследника цесаревича и Их Императорских Высочеств Великих князей: Георгия Александровича, Михаила Александровича, Александра Михайловича и Ее Иператорского Высочества Государыни Великой княжны Ксении Александровны и Принцессы Уэльской, а также Ее Императорский Величеством Государыней Императрицей с Августейшими родителями Ее, Их Королевскими Величествами королем и королевой Датскими, причем Их Императорские Величества и Их Императорские Высочества изволили осматривать маячный аппарат и осчастливили своим посещением помещение смотрителя маяка».

Л.Н. ТолстойЛ.Н. ТолстойО посещении Ай-Тодорского маяка Л.Н. Толстым, проживавшим в 1901 году в Гаспре, стало известно из письма дочери писателя М. Л. Оболенской пианисту и композитору А. Б. Гольденвейзеру: «Отец все так же бодр и здоров. Например, третьего дня ходил на маяк, там познакомился с Федоровым, художником, заведующим маяком, с ним гулял, был у него в гостях (он ему очень понравился)» [12].

Несмотря на занятость, Иван Пантелеймонович находил время для участия в работе художественных объединений. В 1881 году в Санкт-Петербурге было создано общество «Мюссаровские понедельники» (до 1904 г. — Общество для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения; в 1904—1912 гг. — Общество для оказания помощи семействам художников). И. П. Федоров-Керченский был действительным членом этого общества. «Понедельные собрания проходили в особняке на Английской набережной № 6 и обычно начинались с совместного рисования. Исполненные на них работы разыгрывались в лотереях, а вырученные средства составляли благотворительный фонд для выплаты единовременных пособий и пенсий опекаемым семействам. За рисовальной частью вечера следовала концертная, на которую приглашались артисты оперы, балета и драматической сцены» [13].

Многие художники одновременно входили в другие петербургские объединения, в их числе был И. П. Федоров-Керченский. В конце 1903 года в результате внутреннего конфликта в обществе произошел раскол и его покинула большая группа художников во главе с председателем Р. А. Бергольцем (М. А. Беркос, И. С. Галкин, И. Е. Крачковский, Э. К. Липгарт, А. А. Писемский, Н. А. Сергеев, И. П. Федоров-Керченский, Р. Ф. Ференц, В. К. Штембер и др.) [14].

Эта группа вскоре организовала Товарищество художников (1904-1924), стоявшее на сходной идейно-художественной платформе и представлявшее собой коммерческое выставочное объединение. С 1904 года товарищество весной устраивало «годичные» выставки, а с 1909-го и «осенние» выставки, пользовавшиеся успехом у публики. Иван Пантелеймонович был действительным членом этого товарищества и принимал участие в проводимых выставках [15].

После оставления работы на Ай-Тодорском маяке Федоров-Керченский активно включился в общественную деятельность. Используя столичный опыт, он принимает участие в создании художественных обществ в провинции. В 1912 году местными художниками был основан севастопольский художественный кружок «Среда» (1912-1914) с целью «...распространения художественного образования и развития художественного вкуса в обществе». Одной из его задач ставилась забота об охране памятников старины. К началу 1913 года кружок объединил более 130 членов. Основной формой его работы стали совместные рисовальные вечера по средам.

12 февраля того же года по инициативе художников В. П. Жукова. М. Н. Протопопова и И. П. Федорова-Керченского кружок провел художественный вечер, сбор от которого пошел в фонд организуемых при нем рисовальных классов. Впоследствии планировалось учредить мастерскую художественных ремесел и музей. Помощь в этом намеревался оказать известный меценат князь Н. А. Гедройц. В марте 1913 и марте 1914 года кружок провел выставки, в которых участвовали М. А. Алисов, С. В. Бакалович, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, С. М. Дудин, В. И. Жуков, Ф. С. Зозулик, К. Я. Крыжицкий, М. Н. Протопопов, И. П. Федоров-Керченский, В. А. Фельдман и др. [16].

В 1913 году организовано Общество изящных искусств имени В. В. Верещагина в городе Николаеве (1913-1918). Учреждение общества было связано с идеей создания в Николаеве художественного музея. 14 октября 1913 года был утвержден устав общества, который подписали князь Н. А. Гедройц, коллежские советники М. М. Горбатов и А. К. Монтелли, губернский секретарь Л. В. Инглези, нотариус Н. Л. Исаченко, вице-адмирал Е. П. Федосьев и художник И. П. Федоров-Керченский. Целью общества провозглашалось: «Достойно почтить память художника Василия Васильевича Верещагина путем распространения среди местного населения художественного образования и оказания русским художникам материальной и нравственной поддержки» [17].

На следующий год создается Ялтинский художественный кружок(1914-1916). Кружок возник по инициативе художника А. А. Росинского. В соответствии с уставом, утвержденным в ноябре 1914 года, он ставил целью устройство собраний для совместного рисования с натуры, заботу об охране памятников и организацию художественного музея. Членами-учредителями стали художники М. А. Алисов, А. Н. Витнер, А. В. Волжеников, А. Л. Лас, М. А. Лас, В. И. Пацевич, А. А. Росинский (председатель), И. П. Федоров-Керченский, И. С. Шамраев, Е. Д. Шульц и известный меценат Н. А. Гедройц.

Гостиница "Джалита"Гостиница "Джалита"Члены кружка организовывали рисовальные «субботы» и музыкальные вечера по средам. Первоначально собрания кружка устраивались в гостинице «Джалита», позже — в собственном помещении. В феврале-марте 1915 года кружок провел первую выставку, на которой экспонировались работы местных художников и произведения из частных собраний. В августе 1915 года в помещении кружка создается постоянная выставка [18].

И.П. Федоров-Керченский. Корабли Черноморского флота на рейде СевастополяИ.П. Федоров-Керченский. Корабли Черноморского флота на рейде СевастополяИван Пантелеймонович принимал участие во многих выставках. Так, на академической выставке в 1888 году экспонировал картину «Прибытие парохода «Эльбрус» в Одессу с Великим князем Алексеем Александровичем в 1887 г.» [19]. На VIII выставке Товарищества южно-российских художников в 1897 году в Одессе представил морские пейзажи [20].И.П. Федоров-Керченский. НочьИ.П. Федоров-Керченский. Ночь
В 1901 году на выставке художников-маринистов в Москве были выставлены три картины И. П. Федорова-Керченского: «Смотр кораблей ЧФ в Севастополе», «Возвращение французской эскадры», «Военные корабли в Ялте».
В настоящее время в Санкт-Петербурге в Центральном Военно-Морском музее хранится автотипия (фотография) работы И. П. Федорова-Керченского «Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японцами 27 января 1904 года» (инв. № 6616).И. П. Федоров-Керченский. «Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японцамиИ. П. Федоров-Керченский. «Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японцами


В Государственном Русском музее имеется две его картины, поступившие в 1930 году из Эрмитажа:
«Пароход у императорской пристани» (м. х. на картоне, 49,5 х 39,5 см, инв. № ЖБ 571) и «Вид на Южном берегу Крыма» (м. х. 34 х 25,5 см, инв. № Ж 1140) [22].

В 1974 году в Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого поступили этюды И. П. Федорова-Керченского из частной коллекции жителя Севастополя М. И. Селиванова, который был любителем искусства и собирал произведения крымских художников. Как к нему попали работы Ивана Пантелеймоновича — неизвестно.

И. П. Федоров-Керченский. ПрибойИ. П. Федоров-Керченский. Прибой
Вот их список: Гурзуф. 1900 (х. на картоне, м. 34 х 49,5 см, инв. № Ж-1080). Оборот: наклейка — Ивана Пантелеймоновича Федорова. 1900 г, 18 марта.
Закат. (Этюд) (х. м.17 х 23 см. инв. № Ж-1086). Слева внизу 30.X.
Закат на море. (Этюд) (х. на картоне, м. 18 х 26,5 см, инв. № Ж-1083). Справа внизу: И. П. Федоров-Керченский.
Море и скалы. (Этюд) (х. на картоне, м. 20,5 х 33.5 см, инв. № Ж-1822). Оборот: Я. В. Гансон. Иван Пантелеймонович Федоров-Керченский.
Море. Скалы. (Этюд) (к. м. 17 х 26 см, инв. № Ж-1078). Слева внизу: И. П. Федоров-Керченский.
Небо и море. (Этюд) (х. м. 22 х 34,3 см, инв. № Ж-1085).
Осеннее море. (Этюд) (к. м. 16,5 х 23,7 см, инв. № Ж-1077). Слева внизу: И. П. Федоров-Керченский. Оборот: справа в центре печать, в центре инициалы «AL». вокруг надпись MAROYE DE FAB(?) RIONE.
Пейзаж с маками (к. м. 21 х 38,5 см, инв. № Ж-1079) Вход французской эскадры на большой Кронштадтский рейд [Картина была приобретена в 1898 г. в коллекцию художественных произведений императора Николая II по ходатайств) И. П. Федорова-Керченского и «с Высочайшего соизволения». Находилась в бильярдной комнате Императорского Александровского Царскосельского дворца (Скурлов В. В. Коллекция художественных произведений императора Николая II // Петербургский художник. — 2005. — № 1. — С. 38).]

И. П. Федоров-Керченский. Военные суда в штормовом мореИ. П. Федоров-Керченский. Военные суда в штормовом мореНа выставке «Море и корабли», посвященной 300-летию основания Российского флота в Севастополе, в художественном музее в 1996-1998 годах были выставлены работы И. П. Федорова-Керченского. В авторской подписи работ художника отражено название города, в котором он родился. К сожалению, сейчас все сложнее выяснить, в каких музеях или частных коллекциях сохранились картины Ивана Пантелеймоновича.

И. П. Федоров-Керченский. Подвиг лейтенантов Дубасова и ШестаковаИ. П. Федоров-Керченский. Подвиг лейтенантов Дубасова и ШестаковаПосле 1914 года сведения о художнике отсутствуют. В городе Николаеве живут Юрий Евгеньевич и Розалия Яковлевна Кирсановы. Прадед Юрия Евгеньевича — Н. П. Федоров — был родным братом Ивана Пантелеймоновича. На старом городском кладбище в Николаеве есть семейный склеп Федоровых. Могилы И. П. Федорова-Керченского среди захоронений нет. Как сложилась дальнейшая судьба художника, пока неизвестно. Собранные нами сведения о жизни и творчестве И. П. Федорова-Керченского открывают возможность для дальнейшего изучения творчества интересного, прежде неизвестного художника, что важно для истории изобразительного искусства и культуры Крыма.

За оказание помощи в поиске данных об И. П. Федорове-Керченском выражаю благодарность научному сотруднику Эрмитажа Е. В. Власовой, керченскому краеведу Б. П. Случанко, научному сотруднику Севастопольского художественного музея Л. К. Смирновой, начальнику Ай-Тодорского маяка Ю. И. Тюрину и многим другим сотрудникам музеев и архивов.

Источники:
1. Ильин. А. М. Путеводитель «Ростовский на Дону городской музей». — 1912. — С. 82.
2. ГААРК, ф.-289, оп.1. д. 9, л. 106 об.
3. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник. ИАХ. 1764-1914. --СПб., 1914.— С. 42.
4. РГА ВМФ. ф. 417, оп. 4. д. 4700, л. 5 об.
5. Там же, л. 6
6. Там же, л. 5 об.
7. Там же.
8. Там же. л. 14.
9. Там же, л. 5 об.
10. Там же. л. 3.
11. Там же, л. 14.
12. Москвич Г. Путеводитель по Крыму. — Одесса, 1909. — С. 259.
13. Неяченко И. Свет зеленой звезды // Советский Крым. — 1985. — № 133. — 12 июля. — С. 3.
14. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932): Справочник. —Л., 1992. — С. 140.
15. Указ. соч. — С. 260.
16. Там же. —С. 259.
17. Там же. — С. 291.
18. Там же.— С. 162.
19. Там же. - С. 339.
20. Булгаков Ф. И. Наши художники. — СПб., 1890. — С. 219.
21. Афанасьев В. А., Барковская О. М. Товарищество южнорусских художников: Библиографический справочник: В 2 ч. — Одесса, 2000. — С. 285-286.
22. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII-XX вв.: Каталог. —Л., 1980. Статья опубликована в журнале Историческое наследие Крыма. 2007. № 18. - С. 81-84.

Недавно обратила внимание на старую фотографию, стоящую на стенде с новыми журнальными поступлениями в библиотеке Херсонесского музея.
На обороте оказалась надпись черными чернилами с современной орфографией:
" Севаст. Рейд. Снимок с картины Федорова Керченского". Скорее всего, это фото картины «Смотр кораблей ЧФ в Севастополе», выставленной в 1901 году на выставке художников-маринистов в Москве. Фотография делалась с самого полотна без рамы, в нижней части видны ноги человека, стоящего позади картины, что позволяет оценить размеры полотнища (около 2,5 м?). Когда была сделана фотография не известно, но на снимке читается подпись художника "И.П.Федоровъ-Керченскiй" и дата написания картины "1900". Как фотография попала в музейную библиотеку - не известно. К сожалению, фотография нестандартного размера, так что отсканировать удалось только фрагмент.
В правой части оказалась отрезанной Графская пристань и, кажется, яхта Штандарт, стоящая на входе в Южную бухту против Павловского мыска.


Виктория Николаевна Боровкова, краевед.

------------------------
Дорогие друзья! Если у вас есть какая-либо информация по этой теме, мы с удовольствием разместим ее на сайте!
Приглашаем также к сотрудничеству музейных работников, краеведов и всех, кто обладает любой информацией по истории Южнобережья.
Напишем историю Города вместе!
Наш адрес: llisova@yandex.ru







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги




Наша группа на FACEBOOK


Наша группа в VK


Наша группа в instagram


Наша группа в Youtube