«Джалита» — утраченное творение академика Краснова

На стыке набережной и Пушкинского бульвара, напротив Александровского сквера, в конце 1880-х годов стояли небольшие дачки (ныне сквер имени Калинина), объединенные одним названием «Джалита». Устроена она была в швейцарском стиле в прекрасном месте, утопающем в зелени цветников и фонтанов.

«Джалита» — утраченное творение академика КрасноваВладельцем дачных домиков был агент страхового общества «Россия» в Москве мещанин Н. Н. Волков. Он приобрел эти дачные домики у их бывших хозяев А. Н. Витмера, М. Я. Пешковского, О. П. Бартоломео.

На бывшей даче Пешковского, стоявшей напротив Александровского сквера, Волков принимал посетителей по разным судебным делам, являясь частным поверенным при Симферопольском окружном суде.

На другой даче он сдавал помещение под контору типографии статскому советнику Н. В. Вахтину. С июня 1901 года здесь печаталась газета «Ялтинский листок», находилась редакция и контора газеты. Редактором «Ялтинского листка» была широко известная на ниве благотворительности поклонница А. П. Чехова Фанни Карловна Татаринова. В это время здание уже принадлежало Ф.К. Татариновой. Через три года здесь было открыто издательство «Джалита», которое выпустило книгу (дневники) талантливой художницы Марии Башкирцевой.

В 1904 году в меблированных комнатах «Джалиты» несколько дней жил Л. Н. Толстой, направлявшийся с семьей через Ялту в Гаспру в имение графини Паниной.

К сезону 1905 года «Джалита» обогатилась новым оригинальным зданием, построенным в швейцарском стиле создателем Ливадийского дворца академиком архитектуры Н. П. Красновым. Пансион, устроенный в модном швейцарском стиле, имел 150 просторных номеров, новейшее оборудование и мебель по образцам лучших европейских отелей. Новая гостиница получила название по месту ее расположения «Джалита». Располагалась она в очень удобном месте, защищенном от городского шума, холодных ветров, в двух шагах от моря. Помимо роскоши и комфортабельности, здесь было предусмотрено все до мелочей с применением новейшей современной техники. Всюду было электричество, вентиляция, подъемная машина, вода в каждом номере, широкие коридоры, гостиные, балконы. Плоская крыша служила открытой площадкой для обозрения великолепия ближайших окрестностей Ялты и проведения танцевальных вечеров. В гостинице охотно останавливалась творческая интеллигенция. Стоимость проживания колебалась от 1 до 15 рублей в разное время года. Можно также было жить на полном пансионе – зимой от 25 рублей в месяц, осенью – от 35-ти. В эту стоимость входили, помимо прочего, отопление, освещение (свечи) и самовар. Отдельно оговаривалось, что электрическое освещение постояльцам предоставляется бесплатно. При гостинице имелась также остановка автомобилей в Севастополь.

«Джалита» — утраченное творение академика Краснова На первом этаже имелась общая гостиная с пианино, работал ресторан, в котором можно было получить утренний чай или кофе за 50 коп., завтрак – за 80 коп., обед из двух блюд за 80 коп, из трех – за 1 руб., из четырех – за 1 р. 20 коп. При этом специально оговаривалось, что крепкие напитки в эту стоимость не входят. На первом этаже также имелись винно-гастрономический и бакалейный магазины, аптека, парикмахерская. Под зданием были построены большие бетонированные подвалы с беломраморными лестницами, где хранились запасы продуктов и товаров.
В декоративном саду «Джалиты», занимавшем полторы десятины, были разбиты роскошные клумбы, цветники и фонтаны, находились площадки для крокета и «лайн-тенниса», а также спортивный трек. Купец Г. Г. Спасибо построил скеттинг-ринг (место для катания на роликовых коньках). Напротив ныне здравствующего великана-платана работали первоклассный ресторан, американский бар, где играл струнный оркестр. А в нескольких шагах от них находились две морских купальни и ванны Саглык-Су.

В 1907 —1908 годах в гостинице «Джалита» Ялтинский литературно-артистический кружок организовал выставку картин Айвазовского.

В 1907 году в торговых рядах рядом с гостиницей был открыт первый ялтинский синематограф «Иллюзион» бывшего одесского чемпиона по пиротехнике П. К. Чепати. На углу набережной и улицы Екатерининской находился электротеатр «Одеон». В 1912 году владевшая «Одеоном» купчиха И. А. Салтыкова на месте скеттинг-ринга выстроила красивый летний электротеатр «Олимп» со зрительным залом на 1000 мест.

При гостинице «Джалита» успешно работало экскурсионное бюро члена правления Ялтинского отделения Крымского горного клуба доктора Ф. Д. Вебера.

В эти годы владельцем «Джалиты» становится предприимчивый генерал в отставке, военный историк, коллекционер, художник-любитель А. Н. Витмер. Его называли вторым богатым человеком в городе после графа А. А. Мордвинова. Управляющим у него был дворянин А. А. Россинский. В 1914 году они открыли при «Джалите» ялтинский художественно-артистический кружок. Зимой 1915 года членам кружка, собиравшимся по средам в гостинице «Джалита», удалось устроить в ней выставку около 300 картин и этюдов Айвазовского, Алисова, Верещагина, Маковского, Коровина, Перова, Шишкина, Лагорио, Черневской-Шульц, Яновского и других художников, а также скульптур — произведений членов кружка и из частных коллекций, оборот которой поступил в помощь раненым воинам, прибывшим в Ялту с фронта для лечения, и их семьям.

Ялтинский художественно-артистический кружок продолжал свою деятельность и после Февральской революции 1917 года в России. Так, в среду 16 марта 1917 года в гостинице «Джалита» под руководством Мальской-Найденовой состоялся вечер свободного художественного слова. В программу входили воспоминания о прошлом, чтение стихов, показ сцен из «Федорушки» А. Толстого. Была также показана «живая» картина «Свобода» в постановке Е. Черневской-Шульц и М. Радзишевской. Билеты стоили от полутора до трех рублей (тогда деньги обесценивались). По билетам со скидкой эта программа была повторена в ближайшее воскресенье для рабочих и солдат. Сбор средств от вечера был передан семьям народных борцов, павших в борьбе с царизмом.

Сергей Маковский, живший в «Джалите» весной 1918 года, когда в городе второй раз к власти пришли красные, в воспоминаниях «На Парнасе «Серебряного века», опубликованных в Мюнхене в 1962 году, писал, что в номерах гостиницы размещался штаб по охране памятников старины и искусства. С. В. Маковский, В. А. Амфитеатров, Г. Д. Гребенщиков возглавили этот штаб. Сюда со всего Южного берега (дворцов и дач) свозили вещи, картины, книги из бывших усадеб, покинутых их хозяевами. Помимо «Джалиты», были организованы «народные хранилища» картин и предметов искусств в нескольких зданиях.

«Джалита» — утраченное творение академика Краснова С. Маковский поселился на даче Барятинских в «Сельбиляре» (ныне корпус санатория им. Кирова), где был впоследствии создан художественный музей.
Спасенное от уничтожения и разграбления наследие составило основу экспозиции музеев и редких фондов библиотек.

В 1919 году в «Джалите» размещалась редакция газеты «Ялтинский курьер», затем Трудовое общество русских женщин, которое в связи с дороговизной жизни предлагало населению самые разные виды услуг.

«Джалита» — утраченное творение академика КрасноваС установлением в Ялте в декабре 1920 года советской власти «Джалита» перешла в распоряжение Наркомздрава, здесь был организован новый пансион. В 1934-м году он получает статус санатория им. Сталина.

Во время Великой Отечественной войны, перед тем, как в город вошли гитлеровцы, советские части, выполняя известный приказ — ничего не оставлять врагу, подожгли «Джалиту».

После освобождения Ялты в апреле 1944 года по распоряжению городских властей железобетонный каркас гостиницы, не поддавшийся разрушению, все-таки был снесен. Глубокие подвалы под «Джалитой» были завалены землей вместе с беломраморными лестницами. На этом месте теперь находится кафе «Апельсин».

По материалам Т. Барской, Г. Нечаева, соб. инф. и др.
-----------------------


Дорогие друзья! Если у вас есть какая-либо информация по этой теме, мы с удовольствием разместим ее на сайте! Наш адрес: llisova@yandex.ru
Давайте писать историю прекрасной Ялты вместе!







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа



Наша группа на FACEBOOK