"ОРЕАНДА" – ОТ ОФИСА К ОТЕЛЮ

Гостиница "Ореанда" расположилась на правом берегу речки Учан-Су. Она была построена в 1907 году по проекту академика архитектуры А. Н. Бекетова в стиле арт-деко и составила своеобразный архитектурный ансамбль с гостиницей «Джалита», являясь одной из достопримечательностей Ялты.

"ОРЕАНДА" – ОТ ОФИСА К ОТЕЛЮ Гостиница "Ореанда" расположилась на правом берегу речки Учан-Су. Она была построена в 1907 году по проекту академика архитектуры А. Н. Бекетова в стиле арт-деко и составила своеобразный архитектурный ансамбль с гостиницей «Джалита», являясь одной из достопримечательностей Ялты.

Начало ХХ века – время, когда курорт Ялта стремительно развивался и благоустраивался, и появление на набережной столь престижного отеля было вполне в духе времени. Новый отель в Ялте принадлежал Александру Николаевичу Витмеру – человеку незаурядному и преуспевшему на многих поприщах. Он сделал блестящую военную карьеру, был известным военным историком, талантливым журналистом и владельцем многих предприятий в Крыму. Сразу после открытия в 1907 году «Ореанда» была признана лучшей гостиницей первого класса Ялтинского уезда и всего Крыма.

Об открытии и устройстве отеля писали практически все издания того времени. Первоначально «Ореанда» строилась под офис с учетом того, что А. Н. Витмер жил буквально в нескольких метрах от этого места (дом его сохранился, он примыкает к территории бывшей Ялтинской киностудии). Однако вскоре офис был перестроен под меблированные комнаты с целым комплексом услуг, в том числе лечением, а потом гостиницу - сначала на 40, а позднее на 80 комнат. Цены варьировались от 1 до 20 рублей в разное время года. Можно было также получить месячный пансион за 30 рублей зимой и 40 – летом и осенью. Бесплатно предоставлялось электрическое освещение. При гостинице был открыт любительский театр, получивший название «Веселого театра». Имелась также «остановка» автомобилей в Севастополь.

В путеводителе 1910 года упоминается о том, что гостиница «Ореанда» находится рядом с почтовой конторой, которая была разрушена во время Великой Отечественной войны. После войны на ее месте был открыт летний кинотеатр «Чайка».

Путеводитель 1914 года добавлял биографию «Ореанды» сообщениями о том, что это красивое здание обладает всеми удобствами в смысле санитарии, гигиены и роскоши. Плоская крыша использовалась для прогулок. При гостинице имелся ухоженный сад, удобный для отдыха. Ресторан содержал известный повар. Здесь можно было получить завтраки из двух блюд за 75 копеек, обеды из трех блюд – за 1 рубль, из 4-х – за 1 р. 25 коп. Напротив гостиницы, на пляже, предоставлялись ванны морской и пресной воды. Гостиница славилась «безукоризненной провизией, прекрасной мебелью, зеркальными стеклами, чистотой, хорошо устроенным садом». Элементы внутренней отделки были выполнены из мрамора, красного дерева и металла. В вестибюлях отеля ни с чем не сравнимый запах сигар смешивался с ароматом свежемолотого кофе и дорогих духов, в художественном салоне выставлялись Айвазовский, Шишкин, Маковский, Верещагин и другие мастера. Но, пожалуй, самым оригинальным в ней было то, что все номера гостиницы также были украшены картинами известных мастеров кисти. И в этом «Ореанда» в какой-то степени повторяла «Джалиту». Александр Витмер был не только военным историком и предпринимателем, но и страстным коллекционером, поклонником изящных искусств. Они находили место в принадлежащих ему домах на улицах Почтовой, Виноградной, Морской, Екатерининской. Чудом уцелевшая часть его богатейшей коллекции сегодня украшает залы Севастопольского художественного музея.

В качестве предпринимателя, начав практически с нуля, Витмер к концу жизни владел миллионным состоянием. Оно в основном заключалось в недвижимости. Ему принадлежали земельные владения не только в Ялте и Балаклаве, но и под Петербургом.

Он страстно отдавался охоте, плаванию, гимнастике, верховой езде. Увлекался всем на свете, кроме пьянства и карточной игры. Всякое красивое здание, всякое красивое животное, всякий красивый человек останавливали его внимание. Он любил жизнь во всех ее проявлениях. О его широкой натуре свидетельствует письмо, оставленное незадолго до смерти сыну Борису Александровичу, в котором он выразил пожелание пожертвовать гостиницу «Ореанда» «как фонд для капитала поощрения изобретений и инвалидов труда».

В 1918 году, в период революционных событий в Ялте, гостиница использовалась под убежище и оборонительный пункт крымских противников большевистской власти. Из пулеметов, установленных на крыше здания гостиницы, велись обстрелы Набережной и её окрестностей, пока революционные матросы выстрелом с корабля не прекратили огонь, повредив при этом два гостиничных номера на третьем этаже.

"ОРЕАНДА" – ОТ ОФИСА К ОТЕЛЮ После установления в Крыму Советской власти здание гостиницы было национализировано, однако использовалось по своему прежнему назначению. В справочнике-путеводителе «Крым» рекламировалась гостиница «Ореанда» в г. Ялта, на 50 номеров от двух до десяти рублей в сутки. Затем она была гостиницей-пансионатом, здравницей, домом отдыха ЦИК СССР закрытого типа и, наконец, санаторием НКВД.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, в гостинице размещался военный госпиталь. В послевоенный период гостиница «Ореанда» была преобразована в санаторий, где продолжали лечение раненые в годы войны солдаты и офицеры. В конце 1950-х, после проведения капитального ремонта, «Ореанда» вновь приобрела статус гостиницы. В 1958 году гостиницу подчинили крымскому отделению «Интуриста». В гостинице был сделан высококачественный ремонт. Мебель цвета красного дерева для «Ореанды» изготовили мастера Львова и Мукачево. Гордостью гостиницы был просторный холл, устланный коврами, и ресторан с собственным джаз-оркестром. К услугам гостей были кафе, буфет, шашлычная, отделение морских ванн с подогревом, музыкальный салон, клуб, танцевальный зал, валютный киоск, автотранспорт и парикмахерская. Для иностранных гостей устраивали вечера отдыха с демонстрацией фильмов, экскурсии и морские прогулки. Гости были в полном восторге от катания на «птичках» — так ласково назывались большие прогулочные лодки с тентами. Гости говорили, что нигде ничего подобного не видели. Действительно, эти лодки с именами «Альбатрос», «Чайка», «Снегирь» и т. п. изготавливали по собственным чертежам в ялтинском порту.

В начале 1970-х и затем в 2001 году «Ореанда» пережила несколько серьёзных реконструкций, но, несмотря на это, неповторимый облик архитектурного шедевра начала XX столетия был сохранен. Когда стал вопрос о ее реконструкции, оказалось, что старушка-«Ореанда» может не вынести перестройки. Прохудились деревянные междуэтажные перекрытия, отсутствовала сейсмозащита. В начале 1980-х годов назрела необходимость реконструкции. Авторами проекта реконструкции стали архитектор А. Т. Полянский и югославский инженер-архитектор Радосавлевич. Был заключен контракт «Главинтуриста» СССР со своими испытанными югославскими партнерами: фирмами «Унионинженеринг» из Белграда и «Ингра» из Загреба, принимавшими участие в строительстве гостиничного комплекса «Ялта». Заказчиком была поставлена задача сохранить исторически сложившийся облик гостиницы «Ореанда», образца архитектуры стиля модерн начала ХХ века. Для этой цели перед разборкой здания со всех элементов фасада сняли шаблоны. По ним изготавливались новые строительные конструкции и детали. И «Ореанда» в 1984 году возродилась в привычном облике.

В 2007 году отель «Ореанда» торжественно отметил свой 100-летний юбилей.

Сейчас «Ореанда» - одна из самых модных и респектабельных гостиниц Крыма, она входит в коллекцию роскошных «Премьер Отелей» и стала культовым местом и визитной карточкой города.

В разные годы здесь останавливались известные писатели, художники, артисты. Достаточно вспомнить Лесю Украинку, композитора Аренского, актера В. Петина, художника С. Маковского.

В наши дни предпочтение «Ореанде» отдавали поэты Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, артисты МХАТа во главе с Олегом Ефремовым, приезжавшим на театральный фестиваль «Дни Чехова в Ялте» в 1981 году, Юлиан Семенов с представителями Международной ассоциации писателей детективного и политического романа (МАДПР). В 1989 году вместе с Юлианом Семеновым в «Ореанде» останавливались участники проводимого им фестиваля «Детектив. Музыка. Кино» — М. Таривердиев, В. Гафт, Л. Ярмольник, космонавт Г. Гречко.

«Ореанду» любят Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Валерий Леонтьев и многие другие представители культуры и искусства, посещающие Ялту.

Думается, что создатель «Ореанды», дожив до наших времен, остался бы доволен судьбой своего детища.
По материалам Т. Барской и др.
------------------------


Дорогие друзья! Если у вас есть какая-либо информация по этой теме, мы с удовольствием разместим ее на сайте! Наш адрес: llisova@yandex.ru
Давайте писать историю прекрасной Ялты вместе!







Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги


Наша группа



Наша группа на FACEBOOK